В ПОЛДЕНЬ “ЗАЙЦЕВ” КОСИЛИ

11 ноября 2002 в 00:00, просмотров: 472

Чем больше свободы, тем больше рогаток на путях перемещения граждан. В подмосковном Раменском всю праздничную неделю жители осваивали турникеты, появившиеся в городских автобусах. Новый прибор, который приводит в действие блокирующую систему, в народе уже окрестили “годатором”: “гадом буду — не пропущу”.

— Мужчина, засовывайте сюда! Зеленый свет — проходи!..

Мы — в автобусе №4. Рабочий полдень. Процесс обучения населения новой технике мчится по улицам города со скоростью 50 км/час. Хотя от Раменского до Москвы всего ничего — многие не представляют, как работают турникеты в столичном метро, еще не бывали на переоборудованных московских вокзалах и не знают, как выглядит магнитный билет.

— Из тундры вы, что ли?! Бабуля, кому говорю?.. Вставляете не тем концом!

Раньше на эту тему бабулям не приходилось задумываться: они нигде ничего не показывали и не вставляли. Право на безбилетный проезд доказывали их седины, морщины. А так как муниципальный транспорт главным образом отдан пенсионерам, освоение технических новшеств происходит не без проблем. “Годатор” охраняет кондукторша, она же озвучивает инструкцию по его применению. Но это еще не все. На остановках дежурят “группы поддержки” — ИТРовцы местного ПАТП. Они помогают народу садиться в автобус. А правильно штурмовать автобус теперь нужно так: вошел в переднюю дверь, отметил магнитный билет (если нет, то купил у водителя), вышел с задней площадки — и ты чист перед обществом.

— Товарищ шофер, а “зайцы” к вам все равно через заднюю дверь лезут!

Народ ропщет.

— Я приехала из Жуковского, ничего не знала про ваши эксперименты, а теперь мне — платить?! — возмущается женщина-инвалид.

— Освоятся и привыкнут, — считает начальник службы эксплуатации Раменского ПАТП Екатерина Кузнецова. — Зато ездить будут потом как белые люди...

Но втравиться в эксперимент пришлось не от хорошей жизни. Однажды, рассказывает директор ПАТП Виктор Макаров, кондуктор одного из маршрутов вернулась без выручки: пассажиры не брали билетов, вместо них демонстрируя удостоверения... офицеров ГРУ. Представляете, полный автобус — и все контрразведчики!

Фальшивые удостоверения солидных ведомств, дающие право на бесплатный приезд, автобусный парк конфискует мешками. Любая ксива на рынке стоит 20 рублей. Хоть члена общества пофигистов. Печать фиолетовая, корочки красные, и, чтобы отличить подделку от подлинника, нужно быть не кондуктором, а компьютером. Ведь привилегиями на транспорте в нашей гуманной стране пользуются 63 категории льготников. И у каждой — свой формат проездных документов.

Переход на магнитные карты в Раменском начали с изучения опыта г. Зеленограда, где ими пользуются второй год. Пенсионерам в специально организованных кассах выдали шестимесячные бесплатные проездные билеты. Мера сразу же отсекла “фальшивомонетчиков”, которые не рискнули сунуться с “липой”: номера пенсионных удостоверений сверялись с базой данных городского собеса. То же самое было предложено сделать другим категориям льготников. Остальных пассажиров вежливо попросили заранее приобретать магнитные карточки в киосках “Роспечати”.

В обмен на неудобства администрация ПАТП обещает отладить движение так, чтобы автобус ходил как часы. Этому как раз и поможет электронный контроль. Кстати, нововведение уже повысило выручку парка ровно в два раза. Если раньше билеты в автобусе брали лишь 20 процентов всех пассажиров, теперь с билетами ездят все 40. Однако это не делает городские автобусы прибыльными: ведь 60% – это “дотационные” пассажиры.

С 16 ноября “на электронику” в Раменском переходят все городские автобусы. Если эксперимент докажет свою эффективность, магнитный билет появится в автобусах пригородного сообщения и даже в маршрутных такси. Как только граждане выучатся платить, турникеты-рогатки из автобусов уберут. Ведь жили же раньше — автобус стоил всего пятачок. И был при этом рентабельным. А все почему? В салонах висел трафарет: “Совесть пассажира — лучший контролер”. Вот так-то!




Партнеры