ДЕВОЧКИ НАЛЕВО, МАЛЬЧИКИ НАПРАВО

1257-й московской спецшколе практикуется раздельное обучение мальчишек и девчонок. В ней нет ни одного смешанного класса — только однополые.

Нечто подобное уже было в наших школах: до мая 1918 года и потом, в краткий промежуток 40—50-х годов.

— Раньше раздельное обучение было связано с различием в воспитании, — поясняет замдиректора по научной работе Людмила Григорьева. — Мальчиков готовили к государственной или военной службе, девочек (в частных пансионах и благородных институтах) — к роли жены и светской дамы. У нас же гендерное обучение служит целям образования. Учебная нагрузка в школе большая: два обязательных иностранных языка, математика... Как при этом сохранить здоровье ученика? Вот тут-то и помогает гендерная методика — обучение с учетом физиологии.

Мужская и женская физиологии различны. Мальчики обычно развиваются медленнее девочек — отстают в среднем на два года. И восприятие учебного материала у людей разного пола происходит по-разному. Девочки чаще идут в фарватере. Для них учитель — пример, образец для подражания, и они привыкли повторять то, что он делает. Им проще копировать написанное на доске, чем самим пытаться искать ответы на вопросы. Поэтому на физике и химии, к примеру, им надо сначала все рассказать и показать, а потом только переходить к опытам. Девочкам можно сказать: “Делай как я” — и они прилежно будут выполнять задание. Они легко входят в урок, любят переключаться с одного типа упражнений на другое. Для девочек очень важна эмоциональная окраска урока, хорошее настроение учителя и общая благожелательная атмосфера в классе.

Мальчики любят заниматься сами. Перед ними можно поставить трудную задачу, и они будут биться над ней до тех пор, пока не решат. Причем чем сложнее задание — тем интересней. При работе с мальчиками учителю необходимо задавать вопросы, поддерживать обратную связь. Они больше “раскачиваются”, зато быстрее находят ответы на трудные вопросы.

— Можно привести пример, — поясняет Людмила Васильевна. — Во французском языке, с которым я работаю, лексику легче проходить с девочками: они прилежнее выполняют упражнения и учат новые слова. Но грамматику лучше изучать с мальчишками. Они без проблем усваивают сложные грамматические конструкции, логичнее строят предложения.

В целом после введения раздельного обучения успеваемость как мальчиков, так и девочек улучшилась. Кроме того, дети стали меньше уставать: уроки, построенные с учетом физиологии пола, проходят легче. И на некоторые “интересные” вопросы стало возможным отвечать более откровенно...

Успехи мальчиков и девочек, по мнению педагогов, нельзя оценивать одинаково, по одной системе. Девочки учатся лучше — у них в дневниках бывают одни пятерки и четверки. Качество обучаемости (есть такой показатель в школе) в девичьих классах превышает 90%. У мальчишек же он не более 65—70%. Но это не значит, что мальчики тупее. Преподаватели в школе — преимущественно женщины, поэтому они оценивают мальчишек исходя из своей, женской логики. А подход нужен совершенно другой. Нужно поощрять стремление мыслить самостоятельно, выполнять ответственное задание.

Конечно, для полноценного воспитания мальчиков нужны мужчины. Но где их взять? Это одна из больших проблем гендерного обучения. Ведь раньше мальчиков всегда воспитывали наставники мужского пола. Но сейчас мужчины в школу идут так неохотно...

Интересно, а как обстоит дело в этой необычной школе с первой любовью? Случаются ли в классах романы или ребята настолько разделены, что даже на перемене боятся подходить друг к другу? Или просто не обучены общаться с противоположным полом? Как выяснилось, с этим в 1257-й все нормально. Ряд предметов, например МХК и музыка, у мальчишек и девчонок проходит совместно, и на переменах они свободно разговаривают друг с другом. Вместе проводят все школьные мероприятия — экскурсии, поездки, праздники. Школа каждый год набирает два однополых класса — только мальчики и только девочки. Поэтому все классы — с 1-го по 11-й — представлены параллелями: два первых, два вторых, два третьих... Девочки и мальчики из одной параллели воспринимают себя как две половинки одного целого.

— Мы принципиально выступаем против однополых учебных заведений — чисто мужских или женских гимназий, — говорит Людмила Григорьева. — Дети должны учиться в одной школе, но в параллельных классах. Более того: после разделения классов мы заметили, что ребята стали бережнее, внимательней относиться к девочкам. Исчезла обычная мальчишеская грубость — подергивания за косички, бросание бумажками... Ребята стараются добиться внимания девчонок другими способами — знаниями, успехами на олимпиадах, эрудированностью. Это еще один плюс гендерного образования.

Благодаря гендерной методике удается легче объяснять сложный материал. Скажем, на уроке русского повторяют приставки. Как добиться более эффективного запоминания? Девочкам дают предложения типа “Прекрасная принцесса прихорашивалась перед зеркалом”. Они легко представляют себе эту ситуацию и на подсознательном уровне запоминают правильное написание. А ребятам нужен другой пример — “Преступник преступил закон”. В принципе весь учебный материал в гендерной школе должен быть разделен по двум методикам преподавания — для девочек и для мальчиков. Пока этим приходится заниматься самим учителям школы — подобной методики еще нигде в России нет.

В Москве уже несколько школ практикуют раздельное обучение. В 1257-й оно служит целям образования — чтобы знаний побольше дать и здоровье сохранить. В 760-й школе упор делается на патриотическое воспитание мальчиков: их с первого класса готовят быть защитниками родины. Девочек обучают ведению домашнего хозяйства — щи варить да штаны шить...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру