КОММУНАЛЬНАЯ КВАРТИРА

...29—30 октября в Омске ждали высоких гостей: представителей федерального правительства, глав регионов, областей, городов и т.д. На повестке стоял важнейший вопрос: реформирование жилищно-коммунального хозяйства России. Некоторые СМИ даже поспешили выпустить номера, чуть ли не целиком посвященные этому событию.

И вдруг, как гром среди ясного неба, весть: совещание отменяется. Как сообщили источники в Госстрое РФ — по личному распоряжению вице-премьера правительства Виктора Христенко.

Первое, что приходит на ум: виноваты трагические события с захватом заложников в Москве. Власти посчитали, что не смогут обеспечить надежной защитой собравшихся в Омске. Однако через некоторое время в Госдуме нам рассказали иную версию случившегося.

24 октября депутаты планировали обсудить и принять в первом чтении Закон “О федеральной жилищной политике”. У правительства нет уверенности в том, что новый закон будет принят согражданами на ура. Куда вероятнее, что он вызовет очередную волну резкого неприятия и непонимания...


У большинства людей реформа вызывает опасений куда больше, чем положительных эмоций. 90 процентов россиян — не без оснований — боятся, что реформирование “коммуналки” сведется к очередному повышению квартплаты, которая для многих уже сегодня находится на грани возможного. Отсюда — ясное намерение исполнительной власти сопроводить прохождение закона в Думе мощной пиаровской акцией.

Задумывалась акция так. 24 октября Дума принимает Закон “О федеральной жилищной политике”, дающий зеленый свет стопроцентной оплате за жилье. Сразу после этого в Сибири проводится совещание с участием глав областных администраций, на котором звучит мощнейший “одобрям-с” правительственному подходу к “коммуналке”. С подробным освещением мероприятия в газетах, на радио и в телевидении. Большинству россиян потребовалось бы немало времени для того, чтобы за дымовой завесой разглядеть подлинный смысл происходящего.

Но тут вмешались чеченские террористы. Захват ДК шарикоподшипникового завода высветил много чего негативного в работе органов управления страной. И стратеги, занимающиеся механикой государственного управления, пришли к выводу: сейчас не тот момент, когда власть может допустить роскошь наплевательского отношения к собственному народу.

Обсуждение закона в Думе было спешно перенесено. Совещание в Омске — отменено. Более того, лишился своей должности и один из самых активных лоббистов коммунальной реформы — председатель Госстроя России Анвар Шамузафаров...

Холодная зима 2002-го

Чем дольше в стране идет реформа жилищно-коммунальной сферы, тем больше проблем возникает у людей. Если раньше отключали от тепла и света, то теперь — уже и от воды. Притом что за жилье практически 90% россиян исправно платят. И платят немало: доля платежей в реальной стоимости услуг ЖКХ в среднем по стране достигает уже 80%. На бюджеты разного уровня остается совсем немного. Тем не менее долги перед коммунальными службами растут как снежный ком.

Парадокс: государству выгодно, что реформа идет без закона. То есть — без ясных обязательств правительства перед населением. Непонятно, кто является льготником, а кто — малоимущим. Уже сейчас все основные выплаты гражданам федеральное правительство переложило на плечи региональных властей, которые, в свою очередь, стараются не замечать этих обязательств. А крайними оказываются люди, которым придется заплатить за все. Ведь в новые тарифы государство предлагает закладывать и затраты на капитальный ремонт, и прошлые и будущие долги неплательщиков перед бюджетом...

Для подготовки страны к зиме требуется 74 млрд. рублей. Пока что набрано из всех источников меньше половины — всего 33,5 млрд. Однако зима уже шагает по просторам нашей все еще необъятной Родины... Нам говорят: жилкомхозу срочно нужны инвестиции. Причем в огромных размерах. Где их взять? Госбюджет на себя эту обузу упорно не берет. Либеральная доктрина подсказывает лишь один, давно озвученный выход: обратиться за помощью к иностранным инвесторам. У них, дескать, денег куры не клюют. Однако те, как известно, свое участие в любом деле обставляют тысячей условий. Одно из них, к примеру, — искоренение в России коррупции и взяточничества. Такое требование у нас неисполнимо в принципе. Иноземные толстосумы в наше нынешнее ЖКХ не вложат ни копейки.

В правительстве, судя по всему, есть мнение: коммунальное хозяйство станет привлекательным для инвесторов только после того, как квартиросъемщики начнут за все платить по полной рыночной стоимости. Именно с этой целью оно и добивалось принятия Закона “О федеральной жилищной политике”. В котором четко прописано: ввести с нового года 100-процентную оплату населением услуг ЖКХ; отменить все льготы; неплательщиков — принудительно выселять из квартир.

По самым умеренным прогнозам, все это может привести к единовременному повышению квартплаты в два раза...



Разговоры вместо дел

В этом году реформе ЖКХ исполняется ровно 10 лет. В 1992 году был принят Закон “Об основах федеральной жилищной политики в РФ”. Все это время граждан кормили практически одними разговорами. До реальных перемен руки так и не дошли. Вроде бы половина россиян заключила прямые договора с эксплуатационными организациями, вместо ЖЭКов появились ДЭЗы, а роль подрядчиков стали исполнять районные управления. Но рынка до сих пор не получилось. В жилищно-коммунальной сфере, как и прежде, правят бал монополисты: на конкурентной основе предоставляется всего 5% услуг — по обслуживанию лифтов и вывозу мусора. Хотя доля частного жилья в России выросла до 63%, упрямая статистика утверждает: в товарищества собственников жилья вступило лишь 6% граждан.

Но революция... все же случилась. Только совсем другая. С начала 90-х цена коммунальных услуг выросла в 250 раз, а зарплата — всего в 150. С учетом роста цен на продукты — разрыв просто колоссальный. И ладно б подъезды стали шикарными, в лифтах стало хорошо пахнуть, а со стен исчезли напрочь матерные слова. Так ведь нет! В домах не стало теплее, а для ремонта текущей трубы к вам придет все тот же пьяный водопроводчик Петя.

Чиновники во всех бедах обвиняют простых граждан. Дескать, это они продолжают “жить при социализме” и хотят платить за услуги ЖКХ гораздо меньше их реальной стоимости. Однако цифры говорят об обратном. В 1993 году, когда доля населения в оплате коммунальных услуг была несравненно меньше сегодняшней, государство сумело потратить на капремонт денег в семь раз больше, чем сейчас!

А сегодня... Аварийность на теплотрассах и других жилищных сетях вот-вот станет стопроцентной, то есть катастрофической. Износ инженерной инфраструктуры уже составляет 60—65 процентов, а износ трубопроводов — зашкаливает за 70.

В большинстве малых и крупных городов страны ЖКХ со времен социализма висело на балансах крупнейших, так называемых градообразующих предприятий. Затраты на ее содержание вбивались в цену товаров, которую они выпускали. И до конца 80-х годов госбюджет, оплачивая производство, скажем, танков, одновременно платил и за ремонт теплотрассы в поселке танкового завода. Однако в начале 90-х практически все предприятия встали. Одновременно прекратились и ремработы...

Рыночная экономика тут же внесла в процесс свои коррективы: многие предприятия вынуждены были сбросить с себя обременительную “социалку”, которая отошла в городскую или муниципальную собственность. Параллельно шла приватизация жилья, и владельцами квартир становилось не абстрактное государство, а конкретные люди. Реформа перешла к следующему этапу: людей начали уговаривать объединяться в товарищества собственников и брать на себя всю ответственность за свое имущество.

И здесь государство умудрилось поставить телегу впереди лошади. Рынок услуг жилкомхоза еще не появился, а от своих обязательств государство уже начало отказываться...



Банкротства вместо долгов

Еще недавно страна содрогалась, вглядываясь в кадры замерзающих дальневосточных городов. Потом туда зачастили высокие чины, стали говорить, что вроде бы все наладилось. На самом деле — ничего особенно не изменилось. Коммунальные проблемы никуда не делись. И сегодня во многих регионах люди боятся отключений воды и света. Причем на Дальний Восток ездить необязательно.

Только в одном небольшом подмосковном поселке Коренево долги перед поставщиками различных услуг достигли... 87 млн. рублей. Еще в прошлом году министерство финансов Московской области, самоустранившись от решения проблемы, нашло “стрелочника”: мол, во всем виноваты сами жители поселка, которые платят всего 60% от стоимости услуг. И местный бюджет, который должен покрывать разницу. Он, конечно, не бог весть какой, однако все-таки доходы имеет. В самый пиковый период по неплатежам доходная часть бюджета наполнялась на 106,1%. Тем не менее всех этих денег все равно не хватило поселку, чтобы расплачиваться с поставщиками. Долги продолжали нарастать.

И складывается уникальная ситуация. Граждане платят столько, сколько им говорят, но в виде услуг им ничего не возвращается. В небольшом подмосковном поселке правят бал самые настоящие посредники. Деньги растворяются именно в их карманах. Сколько ни плати — до поставщика услуг они все равно не дойдут. И пока власти делают вид, что ничего не происходит, — люди в любой момент могут остаться без тепла, воды и света.

Еще недавно все жители переводили коммунальные платежи на счета некоего муниципального унитарного предприятия “Комбинат ЖКХ и благоустройства”. Однако позже выяснилось, что это предприятие — банкрот. Все имущество переписано на другую структуру, а долги остались по прежнему адресу. Новое предприятие кристально чисто (раз никому не должен, то и отключать от света нельзя). За исключением одного: оно заново накапливает долги, подкармливая посредников. И кто гарантирует, что в будущем история не повторится заново?..

Причем учтите, что Московская область на фоне остальной России — еще очень благополучный регион. После Приморья в лидерах по долгам ходит Курганская область, от которой правительство прошлой зимой ждало повторения печального дальневосточного опыта. Общая задолженность потребителей здесь зашкаливает за 2 миллиарда рублей. И почти половина этого долга приходится на оптовых перепродавцов. “Самое страшное в этой ситуации, что люди вообще перестают понимать, кому и за что они платят, — рассказал “МК” руководитель Уральской энергетической управляющей компании Артем Биков, который, по сути, спас регион от холодной зимы. — У муниципальных продавцов (типа ДЭЗов. — “МК”) деньги исчезают, как в черной дыре. Нам пришлось провести ревизию всех договоров, заключенных муниципальными оптовыми перепродавцами и бюджетными организациями”. И оказалось, что фактически граждане платили вовсе не за услуги ЖКХ, а содержали тамошних чиновников. Понятное дело, те не хотели от такой халявы отказываться. Пришлось уговаривать губернатора.

Хорошо, что там уговорили. А в других местах — нет. Населенных пунктов вроде Коренева в России — тысячи!..



Льготы вместо денег

Чтобы в квартирах россиян было светло и тепло, жилищно-коммунальным хозяйствам в год необходимо более 300 млрд. рублей. Если говорить обо всей стране, то сегодня около 120 млрд. рублей население платит за жилищно-коммунальные услуги самостоятельно. Еще 120 млрд. рублей тащат на себе бюджеты разного уровня. Экономисты подсчитали, что 60 млрд. рублей из них ничем и никем на самом деле не оплачиваются, ежегодно вырастая в колоссальный долг. Как правило, это — обязательства государства перед льготниками.

80% всех потребностей человека удовлетворяется на местах. Значит, деньги там нужнее. Но правительство думает иначе. В свое время депутаты предлагали перераспределять в пользу местных бюджетов до 50% собираемых налогов. В 1995 году даже был принят специальный закон. Однако эта вольница продолжалась недолго. Только-только успели губернаторы и мэры свыкнуться с мыслью, что забота о местном населении теперь лежит на их плечах, как все пошло кувырком.

Часть денег центр решил у регионов отобрать (на сегодняшний день муниципалам остается лишь 37% налоговых поступлений), но никаких дополнительных обязательств на себя не взял. Как утверждают в Союзе малых городов России, практически все 12000 муниципальных образований сегодня не могут обойтись без дотаций. Мало того что им приходится платить зарплаты бюджетникам, так на них хотят повесить еще и финансирование льготников. А это задачка не из легких, потому что на льготы по нашим законам могут претендовать 70% граждан с абсолютно разным уровнем дохода. И далеко не все из них действительно нуждаются в помощи.

Исполнительная власть долгое время склонялась к тому, чтобы гражданин сам решал, бедный он или богатый. Власти полагали, что от этого госбюджету будет колоссальная экономия. Правительство даже сообщило: дескать, лишь 9,8 процента населения страны зарегистрировалось в специальных центрах в поисках помощи от государства. Остальные, вероятно, посчитали себя богачами или не смогли найти этого благодатного места в своем населенном пункте, а значит, по мнению государства, могут обойтись без посторонней помощи.

Решая тактическую задачу экономии бюджетных денег, правительство остроумно попыталось больше не вычислять злостных неплательщиков, а скопировать практику европейских стран, где ВСЕ граждане самостоятельно платят 100 процентов за коммунальные услуги. А потом часть денег возвращается в виде помощи малоимущим.

Правительство заявляет, что согласно финансировать лишь 24 категории льготников (это инвалиды ВОВ и труда, “чернобыльцы”, Герои России и т.д. — в проекте бюджета на 2003 год на эти цели выделено 13,2 млрд. рублей). Остальных оно предлагает “передать” регионам. Это касается ветеранов труда и граждан, претендующих на получение адресной жилищной субсидии (на нее по федеральным стандартам претендуют все семьи, в которых оплата ЖКУ “съедает” более 22% семейного дохода). А это, между прочим, самые массовые категории. И уж если за ветеранов не может заплатить центр, что говорить о региональных бюджетах? Они просто лягут на бок — именно поэтому губернаторам в законопроекте дано право ветеранскую льготу... отменять!

И такие случаи уже были. К примеру, мэр Череповца отказался от дотаций для льготников. Но никаких бунтов не случилось. Потому что одновременно он снизил порог получения компенсации до 10%. И недовольных не было: чем напрасно ждать милости из бюджета (средств на субсидии для всех обратившихся во многих регионах не хватает), лучше самому заплатить коммунальщикам и спать спокойно. В тепле и сухости. Тем более что и платеж посильный (нужно отдать не пятую часть семейного бюджета, как это предписывает федеральный стандарт, а десятую).

Уговаривая сегодня согласиться на свой вариант реформирования, правительство обещает регионам любую помощь. Но — завтра. А верить нужно только делам. А они говорят об обратном. Как рассказала “МК” председатель Комиссии по жилищной политике Мосгордумы Галина Хованская, даже по федеральным льготам государство свои обязательства выполняет из рук вон плохо. Но пока “недостачу” обнаруживают в своих бюджетах региональные власти. После реформы и передачи льгот в центры субсидий на местах с отсутствием денег на своих счетах столкнутся сами граждане. И если пока в регионах вынуждены закрывать глаза на неплатежи и пытаться собственными силами затыкать дыры в бюджете, в скором времени латать бреши придется нам самим. За счет собственного кошелька.

Вот так, чужими руками, правительство снимает с себя ответственность. Хорошо, если регион — богатый и может поддержать своих жителей. К примеру, жители Москвы платят лишь половину от реальной стоимости услуг ЖКХ, тогда как в среднем по России эта цифра достигла уже 80%. Это при том, что москвичи в отличие от остальной России могут тратить на коммуналку не 22% семейного бюджета, а всего 13%.

Впрочем, стремление скинуть на самый низший уровень власти наиболее острые проблемы государства — это не придумка наших властей. В начале 90-х годов во вполне благополучной Швеции возник существенный дефицит госбюджета. Местный парламент провел бюджетную реформу, итогом которой стал перенос всей тяжести государственного долга на уровень муниципалитета, а значит — граждан. Им-то и пришлось за все расплачиваться своими налогами и квартплатой. Шведы, правда, говорят эксперты, таким образом не стремились решить бюджетные проблемы. Они просто перенесли трудности на уровень города, чтобы сохранить авторитет существующей государственной власти...



Новый хозяин взамен старого

Но Россия пошла дальше Швеции. Изначально государство взяло на себя обязательства по дотированию коммунальных служб. Точнее, сделало вид, что доплачивает льготникам и поддерживает ветеранов. Однако реальные платежи давным-давно прекратились. Жизнь на этом, правда, не остановилась. Люди продолжали пить воду, жечь свет и готовить еду. На все на это коммунальных платежей не хватало. И вот теперь, через десять лет, все фактически возвращается на круги своя.

Муниципальные предприятия оказались в долгу у поставщиков этих коммунальных услуг. Госдолг превратился в коммерческий. А что взять с бизнесмена? Он же не благотворительная организация — потребует от должника расплаты. А что взять с поселка, кроме собственности? Не заметили, как в последнее время участились разговоры о расприватизации квартир, передаче теплотрасс энергетикам и т.д.?..

Не за горами тот день, когда в некий жилой дом придет новый хозяин и возьмет все на себя. Он отремонтирует подъезды, заменит пьяного водопроводчика и посадит бдительную консьержку. Однако в обмен на эту красоту потребует превратить людей из владельцев квартир в обычных нанимателей. С которыми разговор будет короткий: не можешь платить — съезжай. А какой будет новая квартплата — он уже сам решит...




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру