ШКОЛЫ ДЛЯ ВСЕХ?

19 ноября 2002 в 00:00, просмотров: 140

Ни в одном регионе России не строят так много школ, как в Москве. К этому первому сентября открыли тринадцать новых, пять из них — с пандусами. Правда, как тут же выяснилось, забраться по пандусу, имеющему уклон под 30 градусов, может разве что скалолаз, да и двери узкие — на коляске не протиснешься. Зато в общеобразовательной школе №228 на Новослободской пандус правильный, и даже лифты есть! Эта информация вселила надежду, что хоть в одной столичной школе дети-инвалиды смогут учиться вместе со своими сверстниками. Как это давным-давно заведено во всем мире. Но...

В Москве живет свыше 30 тысяч инвалидов, не достигших совершеннолетия. Обычно такие дети учатся или в спецшколе-интернате, или на дому, или в специальных стационарных учебных заведениях. Но это все-таки своеобразная резервация. Дети общаются только с подобными себе и, выйдя из стен интерната, оказываются совершенно не приспособлены к самостоятельной взрослой жизни. Хотя ребенку-колясочнику нужно не так уж много — возможность беспрепятственно попасть в здание школы и перебираться с этажа на этаж.

Роскошное с точки зрения дизайна здание школы №228 поражает воображение. И оборудована она по последнему писку образовательной моды: тут тебе и компьютеры, и цифровые видеокамеры, и много еще всяких наворотов в учебных кабинетах. Вот только воспользоваться благами цивилизации дети на колясках смогут лишь время от времени: например, посещая школу для консультации у педагога или по большим праздникам. И дело вовсе не в том, что по инструкции пользоваться лифтом без взрослого сопровождающего ребенку запрещено. А в том, что в лифт помещается только одна коляска (а если инвалидов двое?), да и отдельный туалет с поручнями не предусмотрен, и проходы между столами на коляску никак не рассчитаны.

— Окажись сегодня ребенок на коляске в школе, ему будет тяжело, — убежден директор школы Константин Юрьевич Бодров. — Если завтра нам сделают чуть-чуть больше, чем просто пандус и лифт, я буду рад принять всех. А пока мне пришлось отказать одной маме, которая услышала по телевизору, что у нас школа для инвалидов, и пришла с документами... Строили-то обычную общеобразовательную школу!

Выходит, все разговоры о том, что Москва по интеграции в общество инвалидов приближается к уровню цивилизованных городов мира, — сплошное вранье. Как сидели инвалиды по своим резервациям, так и сидите. А все эти пандусы-шмандусы — только пыль в глаза.

Между прочим, сами школьники куда прогрессивнее.

— У нас в третьем классе учился мальчик на костылях, который поломался, катаясь зимой с горы. Мы его не толкнули ни разу! И новичку, если бы он был на коляске, помогали б! — тараторят пацаны.

Учителя разных классов, с которыми удалось побеседовать, тоже особой психологической проблемы в совместном обучении не видят:

— Дети есть дети, пусть учатся вместе — это пойдет на пользу и инвалидам, и здоровым. После окончания школы понимать в жизни будут побольше.

— Мы нормально относимся к идее совместного обучения, это дело хорошее, — говорили корреспонденту мамы учеников самых разных классов.

— Если бы за моим столом появился одноклассник на коляске, поначалу мне было бы немного не по себе, — призналась Светлана из 10 “В”. — Потому что мы оба стали бы стесняться. Но через какое-то время, когда узнали бы друг друга получше, мы бы стали на равных.

Как ни странно, взрослые никак не могут понять то, что уже поняли дети: учиться жить вместе надо со школы.




    Партнеры