ПРЕМЬЕР НОМЕР СЕМЬ

На седьмой год своего президентства Кучма решился... На назначение седьмого по счету премьера Украины. О Викторе Януковиче как о фигуре в украинской политтусовке заговорили в мае 1997 года, когда ничем не примечательный замглавы Донецкой облгосадминистрации возглавил область.

За пять лет руководства областью выходцу из семьи енакиевских рабочих, Януковичу удалось доказать недругам, что “донецкий клан” живее всех живых. Одним из главных оппонентов “донецких” был ныне широко известный казнокрад, бывший премьер-министр Украины Павел Лазаренко. Он хотел поучаствовать в большой приватизации региона, приобщившись к весьма прибыльному угольному бизнесу. Не удалось. Лазаренко, которого боялась вся Украина, — встретил в Донецке силу, которая заставила с собой считаться, несмотря на понесенные потери.

Сегодня влияние донецкого губернатора простирается далеко за пределы области. Настолько далеко, насколько простираются интересы донецких бизнес-структур. Которые смогли увязать в единую цепочку добычу угля, производство электроэнергии, поставки газа, производство металлов и проката, а также экспорт продукции в десятки стран. Донбасс приносит государству до 60% валютных доходов, что нашло своеобразное отражение в одном из словесных пассажей Януковича: мол, у Донецка на иждивении — вся Западная Украина с ее неразвитой и в массе убыточной промышленностью. Стоит ли говорить, каково отношение к кандидатуре Януковича у представителей политической элиты “иждивенческих” регионов?

Наиболее рьяные противники режима Кучмы небезосновательно считают Януковича несамостоятельной фигурой, называя “кукловода” — Рината Ахметова. Владелец чемпиона Украины футбольного клуба “Шахтер”, горнообогатительных и металлургических комбинатов, по информации польских СМИ — богатейший человек страны (около полутора миллиардов долларов), нетитулованный “хозяин Донбасса”, без ведома и согласия которого начать бизнес в регионе невозможно, — это он, Ринат Леонидович. А специальная экономическая зона Донецка — “черная дыра”, в которой исчезают миллиарды, могущие пополнить госбюджет. Немногие украинские политики позволяют себе роскошь публично комментировать тандем Ахметов—Янукович. Вот мнение одного из них, директора украинского отделения Международного института гуманитарно-политических исследований Владимира Малинковича. “В сознании миллионов граждан и зарубежных обозревателей Янукович тесно связан с криминальными структурами, он известен как человек, имеющий в прошлом судимость по уголовным делам (обвинения были, но документального подтверждения не нашли. — Авт.)… Такое назначение может привести к международной изоляции Украины”.

Почему же именно этого человека президент решил поставить во главе украинской экономики? Ответ на этот вопрос ясен каждому, кто мало-мальски посвящен в таинства непривлекательной украинской политической кухни. Чрезвычайно низкий рейтинг Леонида Кучмы принуждает последнего искать поддержку среди немногих украинских олигархов. Но усиление позиций одних влечет немедленно фронду со стороны других. Так, назначение главою администрации президента небедного Виктора Медведчука из клана социал-демократов вызвало такую бурю негодования даже среди сторонников Кучмы, что сбережение зыбкой стабильности потребовало срочно обратиться к силе, способной устранить возникший дисбаланс. Этой силой и стал Янукович, олицетворяющий собою “донецкий клан”.

Как скажется возможное назначение Януковича на динамике российско-украинских отношений? Скорее всего положительно — об этом свидетельствует весь опыт хозяйствования Виктора Федоровича в Донецке. В кооперации с российскими предприятиями донетчане производят десятки видов промышленной продукции — вплоть до газокомпрессорных станций для магистральных газопроводов. “Российский рынок — один из приоритетных для отечественного производителя” — цитата из недавнего Януковича. И еще он любит повторять, что русскоязычный промышленный регион может стать хорошим интегратором экономических интересов двух стран. А москвичи наверняка помнят помпезные Дни Донбасса в российской столице (сентябрь 2001 года). В знак дружбы донетчане тогда подарили Москве символ своей родины — точную копию знаменитой “пальмы Мерцалова”, выкованной из рельса талантливым кузнецом. Златоглавая в долгу не осталась, одарив чуть позже гостей копией (в натуральную величину) не менее знаменитой Царь-пушки. Какими подарками обменяются Украина с Россией, когда Янукович станет премьером, — увидим в ближайшем будущем.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру