КАРАМЕЛЬ В ГОРОДЕ ТРАНСОВ

20 ноября 2002 в 00:00, просмотров: 960

Снедаемый безудержной страстью к музпутешествиям за моря, за горы, “Мегахаус” неделю назад оказался перед мучительным выбором: то ли лететь в Соединенное Королевство, на эксклюзивный концерт Земфиры под пресловутым небом Лондона, то ли дергать в Барселону — на “EMA-02”, церемонию вручения европейских наград MTV.

Поскольку соблазнительные экшны проистекали практически день в день, пришлось (дабы не разорваться) бросить монетку. Двухрублевая решка предательски указала на берег Испании. Стало быть, прости, Земфира!!

В квадратах Барселоны

Может, из-за излишнего увлечения Альмодоваром, но столкновение с реальной (не киношной) Барсой в первые сутки по прилете почти разочаровывает. Что-то особо не видно порочной романтики, что-то не чуют ноздри адреналинистого запашка круглосуточной злачности... Город четко разбит (еще архитекторами начала прошлого века) на квадраты и равнобедренные трапеции, меж которыми проложены магистрали с названиями, снова как из учебника геометрии: авеню Параллель, бульвар Диагональ... В Готическом квартале (где сохранились мрачные арки из средневековья и где можно откушать тапасов — испанских мелких острых закусок, всяких колбасок и канапе с копченой кониной — в харчевнях, где сиживали Пикассо и Дали) в узких, пропахших мочой переулках, завешанных бельем (как водится на всем испанском и итальянском юге), пакистанские лавочники (они же — драгдилеры) ненавязчиво предлагают гашиш... На Рамбле, местной Тверской, утыкающейся одним концом в площадь Каталонии (самый центр Барселоны), другим — в море (точнее — в гавань, напичканную разнокалиберными яхтами), мнутся немногочисленные (вопреки ожиданиям) трансы в кожаных мини-юбках вперемежку с проститутками обыкновенными (которых все ж таки — большинство). Мимо, ничуть не таращась на трансов (то ли не въезжают ху из ху; то ли успели проникнуться цивилизованным чувством толерантности), шагают русские крепкоголовые братки. Что-то базарят про поход на “Nou Camp” (на столь удачно завершившийся для “Локо” матч “Барселоны” с “Галатасараем”). Немецко-французские туристы-пенсионеры осаждают Ля Педрера и Саграда Фамилья — культовые барселонские постройки руки великого архитектора Гауди: доходный дом испанских буржуа с “пряничными” балконами, “карамельными”, мозаичными фасадами, причудливыми статуями — “сахарными головами” на крыше и — соответственно — гигантский собор, похожий с одного боку на оплывающую свечу, с другого — на зловещий космический корабль из “Чужого-4”.

Приближение церемониала MTV за неделю почти никак еще не чувствуется: городские газеты забиты совсем другой культурно-развлекательной тематикой. Фанни Ардан, допустим вот, приехала в Барселону на премьеру фильма Франко Дзеффирелли “Каллас” (где французская звезда сыграла великую оперную диву); победительница турниров “Ролан Гаррос” и “USA Open”, испанская спортивная примадонна Аранта Санчес заявила, что навсегда завязывает с теннисом; Пирс Броснан лично везет в Мадрид свежую серию бондиады... Вот это уже — горячее: Броснан же завернет по пути в Барселону, чтобы вручать призовую MTV’шную статуэтку.

Чем ближе к часу Х, тем больше музыки становится в городе: в клубах стартуют посвященные “Europe Music Awards-02” вечеринки. Самые бурные из них проходят, что характерно, в гей-местах (ведь самые модные заведения Барселоны, как известно, окрашены в “голубой”, “розовый” и “смешанный” колоры), туда специально выписаны европейские дэнс-звезды (“Telepopmusic”, “Supermen Lovers”) и ди-джеи из лучших клубов Ибицы (Bob Sinklar, Sideral и др.). За три дня резко стартует “телепромо”: по “ящику” часто и настойчиво крутятся самые выдающиеся куски былых европейских MTV-хеппенингов — Мадонна в Стокгольме в 2000-м, взрывающийся и горящий “Rammstein” во Франкфурте в 2001-м, грустный, но вдохновенный Джордж Майкл в Берлине в 1996-м...

Несколько сотен бельгийских рабочих (постоянная спецбригада, обслуживающая все европейские церемонии MTV) тем временем затаскивают фуры с пиротехникой, собирают десятки сменных декораций, раскатывают “красный коврик” во дворце “Сант Джорди” (чисто “Олимпийский”, только с “поющими” фонтанами и урбанистичными постаментами, эдакими “распрямляющимися пружинами” на входе). За два дня до церемонии в пятизвездочных гостиницах Барселоны — стопроцентная заполненность. Только шоу-бизовых VIP-персон со свитами и секьюрити привалило в город больше восьми тысяч человек. Возле фешенебельного “El Arts”, лучшего прибрежного отеля-небоскреба, выставили круглосуточную вахту безумствующие испанские девочки-фанатки. Сюда заселилась добрая половина всех пришкандыбавших на “EMA-02” звезд: шастают туда-сюда в поисках ночных развлечений музыканты “Bon Jovi”, сверкает очками в лобби-баре пышнотелая певица Anastacia. Фанатки же застыли под накрапывающим барселонским дождиком с двумя основными транспарантами над головой: на одном накалякано по-испански “Ура, Робби!” (про, стало быть, Уильямса), на втором — “T.A.T.U.” — обожаем”. Из отеля выскакивает одуревший (от количества бизнес-встреч с акулами мирового шоу-биза) Ваня Шаповалов (продюсер “татушный”) и плюхается в такси, где его уже поджидает “Мегахаус”.

— Куда поедем-то?

— Ну... На вечеринку Мэрилина Мэнсона, которую он в честь Эминема дает.

— А Юлька с Ленкой уже там?

— Они на ужине с Биллом Роуди (президент мировой сети MTV). Потом скорее всего спать поедут... Завтра с утра у них — репетиция...

Завтрашний день для дуэта “Тату”, возможно, самый значительный в году. В нем они прописаны в “большом сценарии” БОЛЬШОГО ШОУ-БИЗА.

“Тату” и “местечковый выбор”

Региональное отделение “MTV-Россия” выдвинуло “Тату” в числе прочих четырех номинантов на награду “Best Russian Act” (“Лучший местный — русский — артист”, стало быть). Главные же дяди-боссы из “головного офиса” “MTV-International” еще с месяц назад внесли понаделавших шуму в Европе “rising stars” “T.A.T.U.” (“восходящими звездами” мирового шоу-биза обзывали нескромных девочек из России все официальные пресс-релизы “EMA-02”) в особый список гостей-“celebrated” (приглашенных знаменитостей), дабы они в числе прочих “випов” (то бишь за компанию с Жан-Полем Готье, Памеллой Андерсон, Мерилином Мэнсоном, легендой испанского кино, Людмилой Гурченко, понимаешь, местной — Сарой Монтель, “агентом 007” Пирсом Броснаном, “сладкой парочкой” Дольче—Габбана и звездным форвардом “Барселоны” Патриком Клювертом) вручали победителям призовые статуэтки.

Обсуждалось даже: а не дать ли сенсационным малолеткам спеть на церемонии свое волнительное “Йа соушла сума” где-нибудь между Бон Джови и Уитни Хьюстон. Но решили — жирновато пока, хватит с “татушек” и “Countdown Show” — выступления на “разогреве” церемонии во время променада мегазвезд по красному, понимаешь, ковру. В любом случае, на фоне эдакого “большого сценария” какие уж “локальные акты”! “Тату” даже не заехали на скромную пригостиничную процедуру объявы русским MTV победителя “местного уровня”.

Зато четыре прочих претендента — “Дискотека Авария”, Ариана, “Каста”, “Эпидемия” прискакали ради этого в Барселону за собственное “бабло” и слушали “вынесение приговора” в пригостиничном холле с чрезвычайно серьезными лицами. “Дискотека Авария” — лучший русский артист!” Неужели? Ну конечно — раз “Тату” заведомо положили на всю эту “локальность” с перебором. Ариана вот, кажется, очень расстроилась, чуть не расплакалась от обиды — видать, сильно рассчитывала стать “местечковой the best”. “Мегахаус”, кстати, и такому коленкору ничуть бы не удивился: раз в MTV’шной пятерке “лучших русских артистов года” фигурирует некая рэперская “Каста” и совсем уж некая металлическая “Эпидемия” (соблюли разножанровость как бы), но нет ни Земфиры, ни “Троллей”, ни там “Иванушек” с “Руками вверх” (уж всяко лучших, чем вышеперечисленные-то), то почему бы не свозить старательную дочку серьезного папы (Арианин предок — совладелец русского отделения компании “Sony Music”) на подсъемку в дворец Сант Джорди?!

Пока “Дискотека Авария” петушилась там (“We will be back” — “Мы вернемся еще”, типа), на довольно унизительной процедуре (эта подсъемка “локальных актов” происходит отдельно, за два дня до основной церемонии, при пустом закрытом зале и в отсутствие даже журналистов — чтобы, наверное, не понаписали, как “строят”, будто детскую массовку, “региональных” — румынских, норвежских, польских — звезд MTV’шные менеджеры), “Тату” обедали с боссами мировой звукозаписи и ужинали с фанатеющим от них Биллом Роуди. Репетировали свой коронный поцелуй на красном VIP-коврике и тусовались со старым приятелем Мерилином Мэнсоном...

...Таксомотор с трудом взбирается на гору Монтжуйк (туда обычные туристы добираются лишь по канатной дороге), на виллу Мираблау, где Эминему устроили after-party после премьеры его фильма “8 миль”. По дороге дергаем Шаповалова вопросами:

— Вообще-то, по честняку, ведь “Тату” должны бы стать “лучшим русским актом”...

— Это правильно, что “Дискотека Авария” победила. “Тату” — уже мировые звезды. Если альбомы миллионными тиражами продаются во всем мире — на хрен этот приз? Такой же ведь они еще два года назад в Нью-Йорке от мирового (а не европейского) MTV получили.

— В Нью-Йорке вручение “локальных актов” выглядело так же унизительно: просто “подсъемка” на раз-два-три, при закрытых дверях, чтобы это все по-быстрому потом в главную трансляцию вмонтировать?

— Ну да, это отношение MTV к русским артистам. И вообще — к “локальным победителям” региональных “зрительских голосований”. Ведь чьи зрители богаче, тех артистов лучше принимают. А русские зрители, сама знаешь...

— Нынче “Тату” вот не сбоку присевшие на этом празднике жизни! Уже “свои”, уже — “в обойме”, вписанные в “большой сценарий”... Это все — благодаря влиянию большого лейбла, давлению “Universal”, с которым у вас контракт?

— Конечно. Церемонии награждения MTV — это сплошная борьба больших лейблов. Где телевизор — там деньги, к сожалению. И тут такая логика: если ты продаешься — тебя двигают, как только продажа спадает — начинают двигать другого. Пока что “Тату” продаются очень хорошо по всему миру, лучше, чем новый альбом “Бон Джови”, во всяком случае.

— Говорят, информация о взлете “Тату” в американских чартах несколько подтасована. Они там на четвертом месте всего в хит-парадах лишь клубных, а не в основных, как заявляется вашей пресс-службой...

— Ну да, сингл “All The Things She Said” (англоязычная версия “Я сошла с ума”) не в чарте “Биллборда”, но в другом... Там же несколько национальных хит-парадов.

— Все равно дела в Европе, получается, идут удачнее, чем в Америке? “Вскрыть” мозг, как ты хотел, консервативному американскому обывателю пока не получается?

— А я давно не общался с “Interscope” (американское отделение компании “Universal”). Вот сейчас вместе и спросим.

террасе (с которой открыт шикарный вид на всю ночную Барсу, от огней никогда не засыпающего порта до мерцающего неона гей-квартала Example) уже цедит шампанское Мартин Кузербаум (обаятельный вице-президент “Interscope”) в компании со странным существом неопределенного пола — почти копией Марка Алманда, но на внушительных женских шпильках. Это — испанская актуальная певица, по статусу — местная K.D.Lang (лесбийская рокапопс-икона), “лечит” восторгами по поводу “Тату” воротилу мирового шоу-биза. Тут же бросается на Шаповалова: ах, боже мой, ну где же наши юные прелестницы? Лесбо-общественность Испании, мол, в нетерпении...

Мартин тем временем сообщает мрачнейшую новость: клипу “Я сошла с ума” ОТКАЗАНО в эфирах на американском MTV!

— Зарубили... Чиновники MTV’шные испугались... — Ваня явно ошарашен.

— Но там же ни порнухи, ни кровавого месива никакого... Только девичьи поцелуи да краешек детских трусов...

— Но текст песни... Не дозрела Америка до прихода “Тату”, получается. Ладно, отведем ей еще месяца два и посмотрим: то ли это медленное раскачивание рынка, то ли загнанная в пуританство страна.

Два борца с заокеанским пуританством и заскорузлостью обывателей из Луизианы и Айовы (консервативных провинциалов, то бишь), Эминем и Мэрилин Мэнсон тем временем слились на вечеринке в братском объятии. “Ну чё, старичок? Сам-то как?” — за Эминемом тянется свита из десятка чернокожих рэп-героев в балахонах и голде (включая Доктора Дрэ, между прочим). Шарахают Мэнсона огромными лапами по костлявому плечику. “Хочу только тебе, брат Эминем, выражая респект, прокрутить сейчас свой новейший альбом. Его даже из тусовки (ну — ихней, америкосской, шоу-бизовой) еще пока никто не слышал”. Мэрилин, совсем не страшный и не инфернальный (поскольку без мертвецкого мэйк-апа), встает за ди-джейские вертушки. Эминем, какой-то весь скукоженный (от конвейерной шоу-соковыжималки) и болезненно-бесцветный (с водянисто-безразличным, “рыбьим” взглядом), обреченно кивает и забивается в угол, нахлобучив рэперский капюшон аж по брови.

Выкрутасы “красного ковра”

Эминем — главный бенефициант “EMA-02”. Сегодня барселонцы в истерике ломились на спецпоказ его фильма “8 миль” (где рэп-стар уверенно и убедительно играет главную роль — самого себя, в общем-то; белого хип-хопера, доходягу-“снежка”, с трудом самоутверждающегося в жестком мире черных громил, драгдилеров и гангста-рэперов). Завтра же — Эминем вразвалочку пройдется по красному ковру дворца Сант Джорди, с бесстрастным выражением бесцветного лица отхватит три MTV’шные статуэтки (“лучший солист”, “лучший хип-хоп-артист” и “лучший альбом года”) и покажет рукоплещущему залу в виде приветствия фрагмент голой задницы (единственная скабрезность-непристойность на глянцево-отрежиссированном схематичном действе; ну еще, впрочем, глубокий лесбо-поцелуй “татушек” во время “Каунтдаун шоу” вызвал спонтанный массовый оргазм испанских “мачо”).

Отутюженную, накрахмаленную целлулоидность самого представления “EMA-02” — с тянущей на пару миллионов баксов феерической сценографией, с неожиданно-энергичным рок-трэшем от травоядного очкарика Moby и с обаятельным променадом “ушастика” Робби Уильямса (самые яркие концертные куски, на вкус “Мегахауса”), и со скучнейшей схематичной сутью, плоскими шутками по телесуфлеру и загодя отрепетированными репликами главных героев — большинство уже лицезрело в прямой трансляции из Барселоны. “Мегахаус” посему решил сосредоточиться на кое-чем из подсмотренного в закулисье.

В отрепетированном дефиле звезд по “красному ковру” почему-то была упущена вероятность дождя. А он полил именно в вечер церемонии (всю неделю до этого в Барселоне было плюс двадцать и слепящее солнце). Промокшие поп-рок-стары не успевали добежать из лимузинов до VIP-подъезда, не испортив прическу. Малютка Кайли (Миноуг) попала туфелькой в самую глубокую лужу и страшно растерялась перед телекамерами. Нашелся подоспевший кавалер Пирс Броснан: “Эй, камермены, ничего, что мы тут по щиколотку в воде бултыхаемся!” Спас, понимаешь, заслонил от конфуза поп-принцессу...

Норвежские нью-звезды “Royksopp”, завидев в закулисье нашу съемочную группу, на чистом русском вдруг произнесли: “Я — твой слуга, я — твой работник!” Это цитата из “Kraftwerk” на самом деле, а немецкий синти-поп восьмидесятых для “Royksopp” — практически музучебник.

В зале Сант Джорди живьем на церемонии присутствовало 13 тысяч зрителей, по “ящику” же за шоу-целлулоидом следил миллиард (!) зрителей во всем мире.

На “региональной” трибуне в числе попавших на церемонию “местечковых” музыкантов была замечена группа “Zdob Si Zdub”; оказывается, угарные этно-рокеры, завсегдатаи “Максидромов” и “Нашествий”, номинировались на приз “Лучший РУМЫНСКИЙ артист” (уже второй год молдавские хлопцы всесторонне позиционируются с “MTV-Румыния”).

В закулисье особое оживление телекамер и фотокоров вызвала... наша скромная Ариана; случайно оказавшаяся в бэкстейдже юная артистка так мило, стильно и секс-привлекательно выглядела на фоне пузатеньких, “окорокастых” и далеко не первой свежести звездюлин — Кристин Агилер, Анастасий и Пинк, — что басурмане-репортеры чуть не сворачивали себе шеи: “Что ж за прелестная фемина? И снова — русская?”.

Главные русские же — “Тату” были помимо прочего самыми конкретными и нескромными персоналиями “красного ковра”. На вопрос, кого из мировых звезд им хочется увидеть на сцене “EMA-02”, они ответили: “СЕБЯ”.

В качестве сконцентрированного резюме по поводу барселонского перфоманса “Мегахаус” приведет, пожалуй, финальное впечатление того же Шаповалова от этой церемонии “Europe Music Awards”:

— В общем, скука смертная... Бессовестное использование звезд для зарабатывания денег. Награждения MTV, Капа, это ШОУ-БИЗНЕС в чистом виде.

Вполне согласна.




    Партнеры