АТЫ-БАТЫ, ШЛИ ПИРАТЫ...

21 ноября 2002 в 00:00, просмотров: 203

Что стряслось с “Тулуном”, станет понятно лишь после того, как на его борт вступят наши военные. Ибо совершенно очевидно: что бы ни произошло на борту, там стряслось ЧП.


Из досье “МК”: Промыслово-транспортный рефрижератор “Тулун”. Построен в России в 1995 году. Длина — 54 метра, водоизмещение — 1200 тонн, скорость — 11 узлов. На борту 20—23 члена экипажа. Порт приписки — город Холмск (Сахалин). Принадлежит ООО “Регион”.

Вчера и российский МИД, сделавший запросы о помощи своим коллегам в Японии и Южной Кореи, и погранслужба — все загадочно пожимали плечами. Мол, разберемся и тогда сообщим. А по морям, по волнам пошла лихая весть — пираты! Российский “Тулун” взят на абордаж то ли судном под камбоджийским флагом “Корф”, то ли “тремя вооруженными лицами славянской национальности”, перебравшимися, вероятно, с того же “Корфа”.

Роясь в противоречивых сводках о злоключениях “Тулуна”, с трудом можно найти первоисточник. Похоже, это был факс, направленный южнокорейскими пограничниками их российским коллегам, из которого и стало ясно, что “Тулун”, мягко говоря, поменял владельца. На рейде в южнокорейском порту Пусан, куда рефрижератор пришел из японского порта Вакканай, имея в трюмах 115 тонн рыбы, российский представитель компании судовладельца (некто Алексей) на катере попытался добраться до “Тулуна”. И был обстрелян с его борта. Причем рядом маневрировало судно “Корф” под камбоджийским флагом.

Ошарашенный Алексей (так он фигурирует в сводках) рванул на своем катере к берегу, считая пробоины в борту — их оказалось 28. С этого и начался сыр-бор. Пока чесала макушку корейская морская полиция, “Тулун” и “Корф”, храня радиомолчание, ушли в нейтральные воды, где и были обнаружены позже: в точке с координатами 40° северной широты и 136° восточной долготы.

Ночью неожиданно вышел на связь капитан “Тулуна” Владимир Чупров. Он был полон оптимизма: с судном все в порядке, никакого захвата не было, но почему-то отказался назвать свое местонахождение и конечный пункт движения, при том что вот уже пять часов кряду над его головой кружил самолет ФПС, подавая сигналы об остановке. Все это не совсем совпадает с версией Госкомитета РФ по рыболовству, которую изложил “МК” его председатель Евгений Наздратенко.

Можно ли этот случай квалифицировать как пиратство?

В юридическом отделе службы морского флота России на вопрос “МК” ответили уклончиво.

Там затруднились сказать, подпадают ли действия экипажа судна “Корф”, направленные против траулера “Тулун”, под действующую статью в УК РФ. Как считают российские юристы, если “Корф” действительно пытался завладеть чужим имуществом именно теми методами, как описывается в сообщениях информагентств, то его действия подпадают под статью 227 “Пиратство” (срок от пяти до десяти лет). “Естественно, если будет установлено, что при захвате применялось оружие, то уголовное наказание за такое преступление будет строже”, — сказали “МК” в службе морского флота.

“МК” связался по телефону с Тихоокеанским региональным управлением Федеральной погранслужбы (ФПС).

— Когда стало ясно, — сказали там, — что в Японском море возникли форс-мажорные обстоятельства, из Южно-Сахалинска в район предполагаемого нахождения траулера “Тулун” вылетел наш “Ан-76”. Первое обследование морской акватории результатов не дало, и спустя примерно полтора часа с Сахалина стартовал “Ан-72” ФПС. Экипаж этого самолета обнаружил в исключительной экономической зоне Японии российское рыболовецкое судно.

После этого из Невельской бригады пограничных сторожевых кораблей (она тоже дислоцируется на Сахалине) в море вышли два ПСКР — “Невельск” и “Забайкалье”. Позднее, по плану взаимодействия, к операции присоединились большой противолодочный корабль “Адмирал Пантелеев” с досмотровой погрангруппой на борту (он вышел из Владивостока) и находившееся в Японском море гидрографическое судно Тихоокеанского флота ГС-7. К моменту подписания номера было известно, что “Тулун” находится примерно в 40 милях от исключительной экономической зоны России.

В ФПС, как мы видим, случай с “Тулуном” называют не захватом, а форс-мажорными обстоятельствами. Под этим можно подразумевать все что угодно.


Продолжение темы.


Партнеры