МЕЛО МАФИЯ

Сколько контрафактной (пиратской) аудио- и видеопродукции продается в России ежегодно, не знает никто. Известны только убытки, которые каждый божий день подсчитывают правообладатели. Одна только компания Universal из-за российских пиратов теряет 2—3 млн. долл. ежемесячно.

Именно контрафакт стал недавно очередным камнем преткновения в вопросе о вступлении России во Всемирную торговую организацию.

И у нас началась лихорадочная борьба с пиратами.

Которая выглядит, впрочем, довольно странно.

Под лозунгом “Пустите нас в ВТО!” Россия объявила пиратам войну. Причем сделала это своеобразно. Михаил Касьянов, например, предложил закрыть в Москве знаменитую “Горбушку”. Знающие люди со стульев попадали. Зачем закрывать торговый комплекс, в котором теперь почти не продаются диски? Но если даже предположить, что премьер чуть-чуть ошибся, что он имел в виду торговые площади завода “Рубин”, где размещается крупнейший пиратский развал “Ля-ля-парк”, — все равно его идея не совсем понятна. В столице есть ведь еще Митино, Царицыно, огромное количество подземных переходов, где в массовом порядке сбывается контрафакт...

Понятно, что бороться надо прежде всего не со сбытом, а с производством. А вот это, похоже, никому не выгодно.

Как обходятся с торговцами? Сначала сотрудник милиции в “гражданке” проводит контрольную закупку. Затем его коллеги в форме задерживают продавца и конфискуют продукцию. А потом владелец товара... выкупает все обратно по 10—20 рублей за пиратский диск. Все происходит средь бела дня, не отходя, как говорится, от кассы. Корреспондент “МК” лично присутствовал при одной такой “спецоперации”.

А вот если закрыть производство контрафакта, то не станет и торговцев, а значит, и прибыли от них.

* * *

История контрафакта “made in Russia” началась со вступления в ВТО Болгарии и Китая. Огромный поток пиратских дисков из этих стран в Москву заметно сократился, и отечественным распространителям пришлось осваивать производство на месте. Наши дельцы быстренько скупили у зарубежных коллег оборудование, привезли его в Москву, установили в съемных квартирах, гаражах, подвалах — и начали штамповать десятки тысяч пиратских дисков.

С ними исправно борется созданный специально для этого 9-й отдел УБЭП. Насколько успешно? Подпольные производства периодически закрываются, но вместо них тут же появляются новые. Один такой заводик цинично расположился прямо за Поклонной горой — на него наткнулись сотрудники ФСО. Изъяли кое-какое оборудование, диски — на этом все и закончилось. В ответ пираты быстренько сварганили целых четыре подобных производства вокруг завода “Рубин” — центра сбыта контрафактных дисков.

По оценкам специалистов, сейчас в Москве действует больше 20 подпольных заводов. Удивительно, что часть из них почти легальна. То есть в рабочее время там штампуют “чистые” (лицензионные) диски, а по вечерам с конвейера сходит контрафакт. Другие заводы располагаются на территории режимных объектов, попасть на которые сотрудникам милиции затруднительно.

* * *

После одной из наших публикаций на эту тему в редакцию позвонил человек и попросил помощи. Он устроился на такой завод сторожем, но когда пришло время зарплаты — хозяин начал всячески запугивать парня. Обозленный сторож предложил устроить корреспонденту “МК” своеобразную экскурсию.

И вот в час ночи мы сидим в машине возле гаражей в районе метро “Молодежная”. Моего экскурсовода зовут Игорь. Он по-доброму хлопает меня по плечу:

— Не боись, убивать будут быстро!..

Затем достает мобильник и кому-то звонит. Все как в кино: пароль, отзыв, буду через 5 минут.

— Ты тут сиди, — это уже мне. — Я сейчас сменю товарища, он домой уйдет, тогда тебя крикну.

Из засады наблюдаю процедуру “пост сдал — пост принял”. Условный стук, опять пароль — и Игорь проникает за темную дверь. Через 10 минут из этой же двери выходит сменщик и, воровато оглядываясь, растворяется в темноте. Еще минут через пять из гаража высовывается Игорь и машет рукой. Я быстро протискиваюсь в гаражную дверь.

Ничего себе подпольное производство! Чистые крашеные стены, на вешалке — белые халаты, яркий свет, оборудование на грани фантастики...

— Главное — чистота, — объясняет Игорь. — Станки очень чувствительны к пыли, поэтому все рабочие, прежде чем зайти в цех, переодеваются, как в больнице.

Накинув чей-то халат и сняв ботинки, я прохожу в помещение №1. Весь завод — три гаража. Ворота двух из них наглухо заварены, а в сопредельных стенах выдолблены проемы, через которые можно перемещаться из одного цеха в другой.

— Здесь у нас клепают болванки, то бишь диски.

Агрегат — будь здоров. Сделан в Китае, даже серийный номер есть. Со всем управляется один человек. Слева вставляет чистые диски, справа — оригинал, и через 2—3 часа партия пиратских CD готова.

— За смену можно изготовить 700—800 болванок, — уверяет Игорь.

Дальше мы попадаем в цех, где делают “полиграфию” — те самые маленькие бумажки, которые вставляют в коробки компакт-дисков. Здесь вообще все просто: два компьютера, два цветных лазерных принтера и станок для резки бумаги.

Цех №3 — сортировочная. Она заставлена большими картонными ящиками, в каждый из которых в определенной последовательности складываются диски. Сначала — этикетка, затем — соответствующая болванка. В одну коробку помещается 400—500 дисков.

— Потом приезжает “Газель”, мы отгружаем 3—4 ящика, забираем деньги, по 20—30 рублей за диск, — и все, — завершает свою экскурсию Игорь.

* * *

Все эти игры в шпионов — скорее забава, чем конспирация. Что делается в “засекреченных” гаражах, знают многие. Но молчат, потому что у пиратов — крепкая “крыша”.

...Выяснив, когда с завода выйдет очередная партия свежего контрафакта, мы со знакомым сотрудником милиции следуем за “Газелью”. Машина останавливается неподалеку от завода “Рубин”. Часть дисков из нее перегружают в неприметную “восьмерку”, а та уже подвозит товар непосредственно к торговому комплексу. Тут-то и появляемся мы.

— Ну, что делать будем?.. — грозно вопрошает майор милиции водителя и сопровождающего. — Думай быстрее, а то все к черту конфискуем, а ты сядешь лет на пять за мошенничество!

Пираты достают мобильник, молча набирают какой-то номер, объясняют кому-то ситуацию и передают трубку нам.

— Сергей, консультант по безопасности организации ветеранов “Альфы”, — доносится из трубки. — С кем имею честь?..

Знакомимся заочно. Наш собеседник убедительно краток:

— Если сами не уйдете — ноги вырвем. На “Рубине” вся охрана — наша.

Охрана, кстати, уже спешила к нам, поэтому мы благоразумно решили смыться.

* * *

Выходит, победив пиратство, страна лишит значительной прибавки к жалованью представителей ряда силовых структур и чиновников. А у них и так зарплата маленькая. Но и в ВТО вступить хочется...

Тогда и набросились с проверками на торговые точки, замеченные в продаже пиратских CD, и склады. Результаты проверок оказались просто сказочными. В “Ля-ля-парке” найдено 120 пиратских дисков, в Митине — 200, на других рынках — и вовсе по 15—20.

Сущий пустяк! Стало быть, и проблемы не существует...

Мы честно пытались получить комментарии в различных правоохранительных органах. Безрезультатно.

Разговорчивее других оказался генеральный директор ГУП “Информзащита”, который заявил: “Я под этим материалом не то что подписаться — я даже... вообще ничего вам не скажу. Знаю, к чему вы клоните”.

Надо же, все знает и молчит!

А вот каково мнение юридического консультанта компании “Microsoft”, члена Московской городской коллегии адвокатов, профессора Льва СИМКИНА:

— Компания “Microsoft” тратит огромные силы на борьбу с пиратством в России. Нет ни одной страны, где бы так бессовестно, не боясь никого, пираты могли торговать контрафактными дисками прямо в центре столицы.

Естественно, если каждого продавца контрафакта привлекать к уголовной ответственности, никакая судебная система не справится. В случае с торговцами гораздо эффективнее административное преследование. Мы, конечно, сотрудничаем с правоохранительными органами, но милиция торговые точки старается просто “не замечать”.

Уголовное же законодательство следует применять к оптовым поставщикам и производителям, но это, к сожалению, делается крайне редко. Почему? Может быть, законодательство несовершенно, а может, сотрудники силовых структур, призванные этим заниматься, недостаточно честные. В любом случае результата работы не видно: диски как штамповали, так и штампуют.


P.S. А вот совсем свежая история. В результате спецоперации МВД РФ в Москве на днях пресечена деятельность фирмы, занимавшейся поставками контрафактной видеопродукции не только в регионы России, но и за границу. На территории НИИ точных приборов оперативники обнаружили оптовый склад и цех по комплектации контрафактных дисков формата DVD. На складе находилось около 70 тыс. “левых” дисков, а также около 100 тыс. упаковок к ним на общую сумму около 1 млн. долл.

Но где-то ведь их изготовили? И теперь будут изо всех сил наверстывать упущенное...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру