ПОД КОЛЕСАМИ ЛЮБВИ

23 ноября 2002 в 00:00, просмотров: 132

Как известно, с 1 июля 2003 года каждый автовладелец будет обязан обзавестись полисом страхования гражданской ответственности. Без этой бумажки, гарантирующей любому пострадавшему в ДТП возмещение ущерба, выехать на дорогу будет нельзя.


Когда законодатели только приступали к проблеме обязательного автострахования, живее всего обсуждался вопрос: “А за чей счет будет этот “банкет?” Потом он как-то притих, заместившись другими жизненными проблемами. И заново всплыл только сейчас, когда до вступления закона в силу осталось чуть больше 7 месяцев.

Впрочем, ответ на него легко было предсказать заранее. Государственная программа обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев будет целиком оплачена за счет... самих автовладельцев.

Государство, по крайней мере пока, от финансирования самоустранилось. Страховые компании просили выделить деньги (порядка 240 миллионов рублей) на информационное обеспечение программы, еще какая-то сумма должна была быть прописана в главном финансовом документе страны на страхование государственного автотранспорта. Ничего этого не произошло. Уже понятно, что в 2003 году программа начнется исключительно на деньги простых граждан. Осталось понять, о каких суммах идет речь.

Минфин, которому было поручено определиться с ценой на страховки, пока не смог предоставить общественности точные цифры. Пока — но это лишь предварительные расчеты — в финансовом ведомстве склоняются к тому, что владелец легкового автомобиля заплатит за него 2100 рублей. Если позади автомобиля болтается прицеп, к этой сумме придется добавить еще 420 рублей.

При этом не повезет новичкам за рулем (для них, попавших в “группу риска”, цена страховки вырастет в 1,2 раза), юным (почему-то по американским меркам — до 22 лет) водителям и жителям крупных городов. Так, для москвичей установлен повышающий коэффициент 2. И платить жителям столицы придется не 2100, а 4200 рублей. Для многих пенсионеров-автолюбителей цифры явно неподъемные...

Скорее всего, эти цифры станут окончательными. До вчерашнего заседания Госдумы некоторые депутаты выступали с предложениями, чтобы часть расходов взял на себя госбюджет: это могло бы снизить стоимость страховки до $60—80. Однако вчера инициаторы почему-то промолчали.

В результате — простым людям придется оплачивать создание системы обязательного страхования гражданской ответственности из собственного кошелька. И только в 2004 году государство может нам стать помощником. В следующем бюджете депутаты обещают предусмотреть необходимые средства...


Ситуацию для “МК” прокомментировал известный московский адвокат, вице-президент Движения автомобилистов России Леонид ОЛЬШАНСКИЙ

— Вы неоднократно выступали против закона об “автогражданке”. Почему?

— Не против закона как такового, а в данной его редакции. По той простой причине, что он носит исключительно грабительский характер и по отношению к частнику, и по отношению к гостранспорту. Другими словами, выгоден этот документ исключительно страховщикам. Им не надо строить заводы или ремонтировать машины: они набивают мошну только на разнице собранных и выплаченных средств.

Прежде всего эти господа обманывают депутатов, заявляя, что отсутствие строчки об “автогражданке” в бюджете автоматически увеличивает тарифы для частника. Ничего подобного! Тарифы уже известны. Причем для госмашин они больше, чем для частника. Однако последний — заплатит в любом случае, а вот получить “бабки” с министерств, ведомств, ДЭЗов и управ без строки в смете — весьма и весьма проблематично. Отсюда и требования страховых компаний к правительству — не забыть о них в бюджете. Впрочем, и без бюджетного финансирования страховщики нашли лазейку: они хотят, чтобы деньги, предназначенные в госгаражах на капитальный и профилактический ремонт транспортных средств, были пущены на покупку полисов. То есть вместо замены тормозного шланга — купи клочок бумаги и жди аварии.

— Но ведь этот “клочок” бумаги гарантирует пострадавшему получение реальных денег?

— Пострадавшему — да (хотя и не в полной мере). А вот автовладелец — виновник аварии — останется внакладе. Для этого в закон протащили хитрое слово “регресс”. Что это за зверь? Страховая компания после долгой волокиты что-то пострадавшему заплатит, а потом эти же деньги взыщет с виновного даже при наличии пресловутой страховки. Все очень просто: страховщику достаточно заявить, что у водителя-аварийщика был “умысел”.

— Умысел на что?

— А вот об этом в законе не сказано: то ли хотел проскочить на красный, то ли умышленно подставить бок, как это делают сейчас многие бандитские бригады...

Другой пример. Строго на основании ГК РФ я дал доверенность на управление своим авто двоюродному брату, но в полисе “автогражданки” он не указан. Случись ДТП — опять регресс.

И самое главное. Горбатый “Запорожец” врезается в шестисотый “мерс”. Сумма ущерба — 10000 баксов. А по закону максимальная сумма возмещения, на которую раскошелится страховая компания, — 4000 долларов. Где взять разницу? Только через суд (если официально) или через лес (после бандитских “увещеваний”). Вот и рухнул миф, что после принятия закона россиянам не придется ходить по судам и следователям и продавать свои квартиры...

Помножьте теперь все сказанное на действительно грабительскую ставку страхования (причем ушлые страховщики умудрились добиться отмены льгот для инвалидов и ветеранов войн и труда), неподъемную для большинства моторизованных россиян, и вывод напросится сам собой: закон в нынешнем своем виде должен быть возвращен в Думу на доработку. Иначе народный кредит доверия к президенту, правительству и Госдуме будет исчерпан полностью...




Партнеры