ДВОРЦОВЫЕ ТАЙНЫ КУБИЗМА

В Московском центре искусств на Неглинной открылась выставка работ Надежды Удальцовой — одной из самых ярких представительниц русского авангарда. 70 произведений из собрания семьи Древиных-Удальцовых охватывают почти 40-летний период творчества художницы: от ее почти младенческих рисунков до времени, когда Удальцова уже далеко ушла от сделавших ее знаменитой кубизма и супрематизма.

Может быть, мы и не увидели бы “амазонку авангарда” в “таком” виде, но помог, можно сказать, случай: просто вовремя не приехали 42 работы из частной коллекции, как раз супремо-кубистические. Попав при этом в каталог под названием “Графика Надежды Удальцовой. 1912—1919”. Но то, что на самом деле оказалось выставлено в МЦИ, не менее любопытно. И опровергает мнение, что самые интересные работы художников-авангардистов давно пребывают в музейных собраниях. Семейные архивы тоже могут нести в себе открытия.

Кто бы мог подумать, что из генеральской дочки вырастет авангардистка? Но что девочка станет художницей, наверное, не сомневался никто. Серия детских рисунков Удальцовой говорит об этом. Тема обычная — принцы и принцессы, женихи и невесты. Семья, конечно, — мама с папой. Такие жизненно-сказочные трепетные картинки цветными карандашами, которыми обычно балуются девочки в подростковом возрасте. Удальцовой было всего шесть лет — но цвет, композиция и пластика уже были профессиональными.

Самый известный, супремо-кубистический период в творчестве Надежды Удальцовой тоже представлен. Может быть, это не самые яркие работы художницы — они-то давно в музеях, но как раз семейные зарисовки более всего передают сам процесс создания произведения. Трогательно смотрятся композиции, сопровождаемые многочисленными карандашными “заметками на полях”. А “Декоративное панно” 1916—1917 годов напоминает о таком интересном явлении в истории русского авангарда, как участие Удальцовой, Малевича, Экстер и многих других знаменитых художников в работе текстильных мастерских в украинском селе Вербовка. Владелица имения Наталья Давыдова (знаменитый Денис Давыдов был ее предком) заказывала авангардистам эскизы, по которым затем местные вышивальщицы творили шали, подушки, полотенца. Эти мастерские были закрыты сразу после революции. А изделия с супрематическими рисунками, к сожалению, почти не сохранились, однако эскизы к ним можно видеть в том числе и на выставке работ Удальцовой.

Прошло больше 10 лет, как Удальцова стала удаляться от беспредметного искусства. И вот мы видим на выставке почти совсем неизвестную Удальцову — мастера пейзажа. Больше тридцати работ посвящено Армении и Алтаю, где художница провела почти всю первую половину 30-х годов ХХ века. Тогда Надежда Удальцова, наверное, подзабыла, о чем писала раньше в своих дневниках: “...Для того чтобы создать хорошие вещи, надо уметь грезить ими. Надо быть или фанатиком, или мечтателем. Реальная же жизнь с ее чувственностью, волнениями и превратностями должна отойти...” Нет, не зря Николай Клюн называл Удальцову лучшей из кубисток. Но чтобы понять душу художника — нужно знать все его творчество. Что и демонстрирует нынешняя выставка. А не добравшиеся до Москвы 42 работы из частной коллекции нам обещали показать обязательно — на отдельной выставке уже после Нового года.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру