ТВ: САМЫЕ ПРОДАЖНЫЕ

Трудно поверить, но еще каких-нибудь десять с небольшим лет назад наша страна была девственно чиста от рекламы. Иностранцы, приезжавшие к нам, на традиционный вопрос, что им больше всего понравилось, единодушно заявляли: водка и... отсутствие навязчивой рекламы. И вот приплыли...

Вэтом году т.н. сборы за рекламное пространство могут составить до 0,8% ВВП России. Это значит, что в этой области мы достигли среднего показателя для наиболее развитых стран. Вот вам и загадка для экономистов. Название нашей страны иначе как с прилагательными “бедная” и “нищая” не употребляется, а реклама в ней крутится вполне на уровне мировых стандартов. А раз есть реклама — значит, есть кому и на что покупать все эти шампуни, прохладительные напитки, средства для гигиены полости рта, пиво и продукты. (Все вышеозначенные товары входят в число наиболее часто рекламируемых.)

После дефолта 98-го года рекламщики несколько лет стенали по пресловутым 600 млн.$ — именно таков был рекордный предкризисный годовой объем рекламного телерынка. Теперь эта цифра уже не впечатляет. В этом году этот телерынок, по разным оценкам, потянет на 750—880 млн.$, а в следующем, по некоторым прогнозам, может достигнуть 900—1100 млн.$. Вот какой пирог в самом ближайшем времени придется делить конкурирующим общенациональным телекомпаниям. Надо ли говорить, что в ожидании урожайного 2003 года межканальная обстановка накалилась до предела.

Во всеобщей безумной гонке за рейтингом холодный рассудок остался только у рекламодателей. Они нынче истинные “хозяева грез” на ТВ. Они вручают главный приз особо отличившимся, они определяют тенденцию. А она, если верить “Gallup Media”, такова. На подъеме каналы “Россия” и НТВ. Бурную активность проявляют т.н. дециметры — Ren TV, СТС, ТНТ. Некоторый спад постиг Первый и ТВС. Диаграммы, отражающие доли аудитории и рейтинги телеканалов, лежащие сейчас на столах рекламодателей, выглядят приговором творческим усилиям телекомпаний. Успехи “России” налицо. Чуть в тени держится “буржуйский” канал НТВ, руководитель которого Б.Йордан скромно предпочитает называть его “новым коммерческим телевидением”. За год НТВ прибавило более чем 1,5%. Вместе с “Россией” они увели к себе зрителей Первого и ТВС. Впрочем, говорят, что Первый потерял этой осенью 4,5% аудитории (27,8 против 32,7) просто в качестве “платы” за слишком ударный прошлый сезон, когда новые проекты “Последний герой” и “Большая стирка” притянули к себе миллионы новых поклонников. ТВС этой осенью также не удалось выйти на уровень своего предшественника ТВ-6 (средняя доля аудитории 4,7% против прошлогодних 8,3%). Зрители ТВ-6 ушли, очевидно, на “Россию”, НТВ. Другая часть на СТС и прочие каналы, которые теперь более “продажные” для шампуней и средств гигиены рта. Вот такой забавный замкнутый круг.

Волнующую всех тему рейтинга не обошел вниманием даже президент на встрече с представителями СМИ в Кремле. С некоторой грустью в голосе он констатировал, что ради рейтинга и в конечном счете ради денег телевидение готово на все. Но президент, как и вся российская власть, прекрасно отдает себе отчет и в другом — ТВ является чуть ли не главной силой, хоть как-то сплачивающей разношерстное российское общество. А для того чтобы оно (ТВ) существовало, нужна реклама, а значит, нужен рейтинг — поэтому телекомпаниям по-прежнему будет прощаться многое: от скабрезных зрелищ до помешательства на криминале. Чем бы телезритель ни тешился — лишь бы не плакал. А реклама? Ну что реклама — это ведь не самое худшее из “достижений” последнего десятилетия.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру