ЛАНЦЕТНИК ПЛАВАЕТ, АНГЕЛЫ ЛЕТАЮТ

4 декабря 2002 в 00:00, просмотров: 952

Это не анекдот. Как-то раз приехали Путин с Филипповым, министром образования России, в сельскую школу. Подарили компьютерный класс, побеседовали с ребятами. Уходя, Путин увидел лежащий на столе учебник биологии для 6-го класса. Открыл. Прочел вслух: “Сравните нервную систему червя и ланцетника”. Озадачился. Спросил на всякий случай у министра: “Знаете ответ?” “Нет”, — честно признался Филиппов. “Два балла!” — пошутил президент.

Хотите дальше смеяться? Сравните нервную систему червя и ланцетника. Тоже не знаете, что такое ланцетник? А ведь небось школу кончали, товарищи взрослые...

Историю про Путина с Филипповым я услышала на круглом столе в Санкт-Петербурге. Рассказал ее руководитель группы по разработке школьного стандарта образования академик РАО Эдуард Днепров. Он же привез в Питер, по его выражению, 16 с половиной килограммов книг, а именно часть тиража книжицы “Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования”. На самом деле этот труд можно легко отыскать в Интернете. Он адресован педагогам и всем тем, кому небезразлично, как говорит министр образования Филиппов, “чему и как учить в школе”.

Ланцетника в новом “Стандарте” нет. То есть теперь в школе это мелкое рыбообразное изучать не будут. Можете спать спокойно. Но есть много чего еще в “Стандарте” такого, что лишит сна человека, претендующего на звание образованного.

Если вы не математик, я вам не советую, к примеру, открывать главу “Математика”. Или легший в ее основу школьный учебник “Алгебра и начала анализа”. Это прекрасный учебник для математически одаренных ребят. Мало изменяясь, он переиздается из года в год, и вот уже которое поколение выходит в жизнь, руководствуясь двойным стандартом. В аттестате — “удовлетворительно”, в голове — смутный тангенс с котангенсом. Ага, решает выпускник, значит, так и по жизни будет — ни черта не знаю, но удовлетворяю.

Так, правда, думают те, у кого психика посильнее. Девочки же гуманитарного склада чувствуют себя ущербными: “Одноклассник Костя щелкал логарифмы, как семечки, а я, дура, набитая тургеневско-бунинскими грезами, еле-еле контрольную по алгебре на троечку написала, да и то, по правде сказать, Вера Михайловна мне ее из жалости поставила...”

Министерству образования хорошо известно, что 60—70 процентов школьников не усваивают также химию и физику. Любимый анекдот вице-премьера Валентины Матвиенко: чтобы освоить программу, старшекласснику надо 167 часов в неделю (умножьте 24 часа на 7 суток...)

Современные дети не хотят быть ущербными и избегают двойного стандарта очень просто: уходят в экстернаты. Ни для кого не секрет, что: а) экстернат освобождает время для занятий тем, в чем ты хорошо сечешь и чем планируешь заниматься дальше; б) за все остальное получишь свое “удовл.”, не особо напрягаясь. Экстернат сегодня — самый демократичный и самый здоровьесберегающий вид школы.

* * *

Круглый стол питерские коллеги организовали в одном из залов дворца Кочубея (это неподалеку от Исаакиевского собора). Над камином висело огромное зеркало в деревянной раме, украшенной дивной красоты резьбой. Ангелы, как живые, витали под потолком. Невольно залюбовавшись ими, я подумала: какое образование было у мастера, чьи гениальные руки сотворили такую красоту?

Два века назад не было нынешнего стандарта образования, а ведь смогли же...

Новый “Стандарт” предусматривает создание профильной школы. На мой взгляд, это великое и гуманное решение. Школы должны быть разной направленности, и у каждого будущего гражданина России должно быть право выбора.

Но почему-то, словно ребенка из купели, выплеснули из “Стандарта” профессионально-техническое обучение. Как будто у нас все Ландау с Толстыми. Кто-то и рамы для зеркал вручную резать захочет (я надеюсь).

Прекрасно, если выпускник школы становится гражданином России, умеющим защищать свои права, говорить хотя бы на одном иностранном языке и владеть компьютером.

Но, покидая школу, человек не должен ощущать себя ущербным или пасть жертвой двойной морали.

Общество должно четко решить, что скрывается за 43-й статьей Конституции, дающей право на бесплатное образование в школе: какой объем и какое качество? Методологические лобби — математики, физики, химики — бьются сейчас за каждую строчку, за каждое определение в проекте будущего стандарта образования. Голос родителей утопает в шумном споре ученых и педагогов.

Ответьте: перегружены ли ваши дети учебой? Сколько времени уходит у них на подготовку к урокам? Тяжело ли справляться с домашними заданиями? По каким предметам — особенно? Что, по вашему мнению, является излишним в школьной программе? И чего в ней не хватает?

Если сейчас не внести какие-то важные предложения, изменения, добавления или сокращения в проект стандарта образования — потом не пеняйте. С выпускников школ взыщут со всей строгостью Единого государственного экзамена.

Как вы считаете, станет ли гражданин России хуже, если не будет знать парадокс Бюффона или правило Марковникова? И то, и другое пока в “Стандарт” занесено.



Партнеры