ОТАР ИОСЕЛИАНИ ЗА ВОДКУ И СИГАРЕТЫ

7 декабря 2002 в 00:00, просмотров: 539

В Москву на двое суток, проездом в Токио из Парижа, залетел Отар Иоселиани: представил избранной публике свою недавнюю картину, уже признанную шедевром. Комедия “Утро понедельника” получила приз за режиссуру и приз критики на Берлинском кинофестивале с формулировкой “за изящный и очень профессиональный портрет абсурда и скуки повседневности”.

“Утро понедельника” начинается примерно с пятницы, и сюжет его очень прост. Провинциальному провансальскому отцу семейства (Жак Биду), художнику в душе, смертельно надоело каждый день одно и то же. Встать ни свет ни заря, надеть тапочки, пойти к машине, снять тапочки, доехать до электрички, на выходе закурить, успеть один раз затянуться у ворот химзавода и дальше до вечера что-то на этом заводе паять. Дома детям он давно не нужен, жене нужен только чтобы прибить трубу, друзей нет, соседи — завистники, и однажды отец семейства отправляется в путешествие. Первый час фильма — про то, как подробно ему все надоедало, второй час — как он вдруг оказался в блаженной летней Венеции и что с ним там приключилось. Приключилось “недолгое счастье” (без женщин, но с подглядыванием за монашками), а в конце концов, разумеется, все вернулось на круги своя. Жена приняла обратно, мать побеседовала по душам, дети даже не заметили, что отца долго не было дома.

При этом совершенно не важно, идет ли речь о Провансе, Венеции или Париже, поскольку, по собственному признанию, Иоселиани создает “модель мира”. Но за видимой простотой, которая могла бы быть навязчивой, таится большой личный опыт “былого и дум”.

В “Утре понедельника” иронические подробности (Иоселиани сам очень ехидно исполнил роль венецианского аристократа) нанизаны на два постоянных парадокса. Они в том, что почти все на свете курят, а повсюду развешано “Не курить”, и в том, что почти каждому из нас периодически хочется выпить, а приходится казаться трезвенником. Впрочем, парадоксы лишь кажутся бытовыми — на самом деле за ними стоит весьма разветвленная культурно-политическая конъюнктура, касающаяся и сомнительных приоритетов Америки, и комплексов неполноценности Европы.

“Утро понедельника” — как бы продолжение нескольких предыдущих работ, но настроение переменилось. Раньше оно было если не мрачным, то беспокойным, нервным, а сейчас перед нами стопроцентная ироническая комедия. И в конечном итоге эта комедия сеет любовь, беспричинную и бессмысленную, но не подделанную ни на йоту. Она сеет ее в Париже, Москве, Тбилиси и явочным порядком подтверждает уже планетарный масштаб творчества Иоселиани.

На пресс-конференции режиссер предупредил, что в фильме не следует искать никаких совпадений с его собственной жизнью, и заметил, что уважает “любых профессионалов”: “Если карманник — профессионал, я сочувствую ему больше, чем тем богачам, которых он обкрадывает”. А в результате признался: “Лучший город на свете — Москва, в ней даже хамят на улицах так, как не хамят ни в одном другом городе мира...”



Партнеры