КРИК БЕЗ ПРИЧИНЫ — ПРИЗНАК...

Нужно быть извращенцем, чтобы признать: электронные турникеты на железной дороге, эти адские приспособления, бьющие металлическими рогатками по самым чувствительным и незащищенным местам, доставляют народу положительные эмоции.

Пока МЖД ведет войну с безбилетниками, Московская городская прокуратура борется с железной дорогой. Поводов для борьбы целых два. Первый — работа электронных турникетов “на выход”, второй — привлечение казаков для охраны турникетных линий на ряде подмосковных платформ. (Своими глазами видела в Королеве: казачок лупцевал безбилетника мордой о турникетную стойку. Потом выяснилось, билет у несчастного все-таки был. Но “не тот”, по мнению станичника.) С первых же дней отурникечивания вокзалов Мосгорпрокуратура, в стройных рядах которой оказалось немало ездящих пригородными электричками на работу, усмотрела в действиях железнодорожников нарушение прав человека, тем самым оценив по достоинству жуть этих далеко не гуманных нововведений. Впрочем, зловредные турникеты норовят прищемить не только прокурорских работников, но и простых граждан. Разница в том, что последние плохо знают законы и мучаются абсолютно безропотно. Менее всех, наверное, страдают от турникетов именно вандалы и безбилетники — те, против кого железяки как раз и направлены. Невзирая на ухищрения железнодорожников, упорно совершенствующих конструкции ловушек, они преодолевают их без особых затей, портят, ломают. Разве что не перегрызают зубами. МЖД мужественно скрывает масштабы урона. Уж если война, то до победного!

30 октября Мещанский межмуниципальный суд г. Москвы во второй раз (!) с начала этого года вынес решение, в котором признал незаконным осуществление электронного контроля пассажиров “на выход” и обязал МЖД демонтировать турникеты. Но зря обрадовалось длинноухое племя. Ведь предыдущее решение суда от 21 января 2002 года было таким же, а турникеты не отключили.

— Руководители МЖД готовы пойти на любые уловки, лишь бы не выполнять предписания суда, — констатирует старший прокурор отдела по надзору за соблюдением законов на транспорте Вячеслав Пустынников. — Мы будем добиваться отмены электронного контроля всеми законными средствами, вплоть до Страсбургского суда.

Позиции непримиримы. Слишком много бюджетных денег вбухано в электронику, чтобы от нее отказаться. Еще летом 2001 года зампрокурора г. Москвы М.Никонов обратился с заявлением о незаконных действиях МЖД в Мещанский межмуниципальный суд. Тот счел доводы прокуратуры неубедительными, иск отклонил. Правда, полгода спустя тот же суд вынужден был согласиться, что контроль билетов “на выход” противоречит закону “О федеральном железнодорожном транспорте”, Транспортному уставу железных дорог, Правилам перевозок пассажиров, утвержденным МПС. Вердикт: в ведомственном документе под названием “Временная технология работы вокзалов и остановочных пунктов в условиях автоматизированного контроля проездных документов” признать недействительными положения в части организации контроля “на выход”.

В марте 2002 года после рассмотрения дела в Мосгорсуде решение вступило в законную силу. Что сделала МЖД? Приняла поистине соломоново решение. Отменив раздражающий прокуратуру и суд “временный” документ, она тут же утвердила другой, который назвала уже не “Временной технологией”, а просто “Технологией”. Записаны в нем те же слова, и процедура осталась прежней, но формально не придерешься. Нет документа — нет и проблем. Железяки продолжали лупить по задницам.

— Смотрите, вокруг какой казуистики идет наш спор с прокурорским надзором, — призывает вникнуть в трудности ведомства ведущий юрисконсульт МЖД Нина Балышкина.

В частности, прокуратура ссылается на нарушение закона “О федеральном железнодорожном транспорте”, в статье 2 которого говорится: “Пассажир — это гражданин (физическое лицо), имеющий проездные документы и совершающий поездку в поезде”. Стало быть, гражданин, закончивший поездку и вышедший из вагона на платформу, пассажиром уже не является. Значит, утверждает прокуратура, требовать у него билет для проверки никто не имеет права. Но ведь по сути это неправильно!

— Пускай добиваются поправки к закону, что пассажиром является всякий, находящийся на вокзале или платформе, и с чистой совестью проверяют билеты, — парируют в прокуратуре.

Однако пика своей остроты дискуссия достигает, когда стороны переключаются на святое — на Конституцию (часть 1, ст. 27 — право граждан на свободу перемещения). Специалисты стальных магистралей убеждены, что нагороженные ими заборы, решетки, шлагбаумы, которых становится все больше и больше, на свободу никак не влияют, и убеждают в этом всех прочих. Перлы стоят того, чтобы их процитировать. “Согласно ст. 13 Закона о федеральном ж/д транспорте, — сурово насупив брови, вразумляют нас мастера рельса и шпалы, — пассажирские платформы являются зонами повышенной опасности. Пребывание в указанных зонах посторонних лиц запрещается, так как ж/д станции выполняют функцию по перевозке пассажиров и грузов и не являются зонами отдыха, которые может посещать каждый желающий, вследствие чего введение контроля за неоправданным нахождением граждан на станциях свидетельствует о законности меры”. Позвольте, а как же помахать с перрона платочком? Встретить любимую девушку? Поднести чемодан престарелой теще? В конце концов, передумать куда-нибудь ехать? Одно легкомыслие, когда у железнодорожников не что-нибудь — функция. В общем, живи Анна Каренина в наши дни, ей ни за что бы не удалось броситься под колеса проходящего поезда с платформы дачной станции Обираловка.

“Электронный концлагерь”, — оскорбился на это житель г. Щелково Владимир Губин, обошел шесть общественных организаций по защите прав потребителей и не просто доказал на бумаге, что администрация МЖД творит произвол, но и добился признания этого факта Антимонопольным комитетом по Москве и Московской области. Добиться-то он добился, но что мы имеем в сухом остатке?

В остатке два затянувшихся судебных процесса. Один идет в арбитражном суде по поводу договора на охрану общественного порядка, заключенного МЖД с Отдельным казачьим обществом Московской области. Здесь тоже нарушен закон — осуществлять охранную деятельность на транспорте может либо милиция, либо ВОХР Никаких казаков тут, что называется, рядом не стояло. Ни на шаг не отступая от принципа, МЖД и в арбитражном суде повторила все тот же полюбившийся финт. Оспариваемый договор она аннулировала и уже через несколько дней перезаключила его... все с тем же казачьим обществом. Уж очень приглянулись ей лихие казацкие атаманы. Сложнее обстоит дело с пресловутыми турникетами. Вынесенное 30 октября решение Мещанского межмуниципального суда об их запрещении не вызвало особого общественного резонанса: страна переживала драму “Норд-Оста”. Тем временем МЖД направила кассационную жалобу в Мосгорсуд, где на днях состоится ее рассмотрение. Но речь там пойдет не только о буквоедстве, как намекают в МЖД, а о вещах куда более серьезных. По заключению государственной противопожарной службы, электронные турникеты, на целом ряде столичных вокзалов смонтированные без предварительного согласования с пожнадзором, установлены на путях эвакуации граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В том числе и терактов.

Не хочется писать учебник для террористов, но мысль о том, где и когда рванет в очередной раз, бьется в голове у каждого мало-мальски адекватного гражданина, пока он давится в очереди на обезбилечивание...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру