ШАНСON

Что делают наши соотечественники, когда выпьют? Конечно, поют. А если они не пьют, но от души поют — это приятный нонсенс. Руководству области удалось найти именно таких граждан. Талантливые самородки из подмосковной глубинки “зажигали” на сцене областного ДК “Кузьминки” аккурат в День Конституции. Там проходил финал первого губернаторского фестиваля патриотической песни “С чего начинается Родина”.


— Реальные музыкальные телешоу — проекты хоть и хорошие, но очень дорогостоящие. Мы обошлись, как говорится, малыми жертвами и дали талантам “зеленую улицу”, — улыбается председатель жюри фестиваля, композитор Игорь Матета.

Игорю Евгеньевичу не до нас: он “рулит ситуацию”. Встречает почетных гостей, в числе которых — федеральный инспектор по МО Николай Шуба и депутат облдумы Валерий Липатов. Следом за гостями подтягиваются члены жюри: именитый диктор Виктор Балашов, ди-джей “Шансона” Артур Вафин, заслуженный работник культуры Валерий Овсянников и предводитель подмосковной молодежи Юрий Бойко.

Мы не хотим путаться у них под ногами и отправляемся за кулисы.

* * *

Там царит приятное оживление: распеваются солисты, девочки в костюмах ангелов делают растяжку и повторяют “па” польки-кокетки. Стильная ведущая шоу Ольга Павлова (она, между прочим, ну о-о-очень уважаемая журналистка у бардов-шансонье и ведет на радио рубрику “Кафе-шансон”) изучает список участников и готовится к взволнованной импровизации. Когда она задает кому-то вопрос, мы чуть не теряем сознание. У ведущей — необычайной силы голос с легкой хрипотцой. Про такой говорят — сексуальный.

Самому младшему “патриоту” 6 лет, старшему — аж 75. Солисты, хоть и самодеятельные, музыкальных “институтов не кончали”, но пляшут и поют не хуже Кристины Орбакайте с балетом “Тодес”.

— Победителей будут крутить на модном радио “Шансон”, — заверил нас опять внезапно появившийся Игорь Матета.

Это будет первая ступень к “звездной болезни”, затем последуют контракты, дружба с шоуменами и... Год-два — и, допустим, голос 12-летнего Сергея Батова из Железнодорожного прозвучит на всю Россию. В бархатных бриджах и белоснежной рубашке фасона “Пьеро” (кстати, костюм презентовал местный отдел культуры) поклонник “Ласкового мая” собирался порадовать зрителей композицией “А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!”. Серега любит классику, особенно Баха, принципиально не слушает современную попсу за исключением своих кумиров и верит, что губернаторский фестиваль станет трамплином к конкурсу “Одаренные дети России”, который пройдет в феврале следующего года.

— Серега, не забудь взять нас с собой, — хором просят девчонки из хореографического коллектива “Росинка”, подтанцовывающие солисту.

* * *

Пока красотки крутятся перед зеркалом и натирают лакированные туфли, мы ловим за рукав блестящего пиджака заслуженного артиста России Андрея Васильева. “В Голливуде купил!” — не без гордости говорит о своем костюме “блестящий”. Андрей — соведущий Ольги Павловой.

Но в конце “праздника жизни” он обещает спеть интеллигентный шансон без мата и уголовщины. Это песня про преданного пса основана на реальном факте: в 60-х один мужик улетал на ПМЖ в другой город и хотел взять с собой собаку. Но таможенники заартачились и потребовали справку. У него ее не оказалось. Мужик улетел, собака осталась жить в аэропорту, ожидая его. По этому поводу в советских газетах была серия репортажей про несчастное животное под названием “Два года ждет...”

— Я приехал на этот прекрасный фестиваль, чтобы личным примером подбодрить самородков. Мне за это не заплатили — искусство для души, — подытожил Андрей Васильев.

Бард-шансонье считает, что совместная акция руководства области и популярной радиостанции архиважна. “Патриотической песни очень не хватает на отечественном радио, поэтому такая музыка пойдет на ура”, — уверен он.

По итогам предыдущих туров любителей песен про Родину в области — как алмазов в каменных пещерах — не счесть. Все районы откомандировывали на конкурс голосистых талантов. Но до финала допелись и доплясались всего 40 участников.

Все были хороши, как на подбор. Но наше журналистское внимание, конечно же, привлекли самые нестандартные товарищи. За сценой напряженно курили и одновременно пели бравые добры молодцы из Голицынского военного института федеральной пограничной службы. Будущие пограничники из ВИА “Честь имею” собирались исполнить попурри 70-х годов.

— В нашем институте — единственная на всю Россию музыкальная студия федерально-пограничной службы. Там — классная аппаратура. Часть ее нам дарили, а часть покупал институт, — рассказывают голосистые хлопцы. — Благодаря студии мы ежедневно совершенствуем свое мастерство. О нас уже знают: мы выступали на юбилеях маршалов и даже пели в концертном зале “Россия” на празднике погранвойск.

Обучают пению защитников педагоги из музыкальной школы. Неизвестно, как сложится их военная карьера, поэтому на всякий случай потенциальные пограничники готовятся к шоу-бизнесу.

— У военных одни из самых низких заработков в стране, — со знанием дела говорит Олег. — Когда будет семья, смогу на концертах подработать.

— Почему исполняете песни 70-х годов? — спрашиваем офицеров. — В те годы вас даже не было на свете.

— У военных так: поем, что руководство скажет, — докладывает рядовой Михаил.

Служивые нас покидают: объявляют их выход на сцену. И тут на нас выплывает пожилая суперженщина в шикарном блестящем платье и шляпке-таблетке. Мы было приняли ее за народную артистку, но она без пафоса подходит к нам, садится рядом и достает валерьянку. “Волнуетесь?” — спрашиваем. “Конечно. Я всегда волнуюсь перед выступлением”, — отвечает она.

* * *

Лира Александровна Яресько из Звенигорода — самая старшая звезда. Ей уже за 70 лет. Лира Александровна работала водителем на самосвале в колхозе им. Макарова. Шикарный образ с трудом вяжется с перевозчицей зерна. Яресько, которая отметила недавно 57 лет своей творческой деятельности, музыке нигде не училась. Считает, что талантом ее наградила безграмотная мама, которая дала девочке музыкальное имя — Лира. Ее мужу Андрею Михайловичу поначалу не нравились гастроли жены. Она в разъездах, а он детям борщи варит. И решил супруг не отставать от прыткой хранительницы очага. И стали они петь вместе. Поначалу в клубе военного городка, а через пару лет уже выступали в Кремлевском Дворце съездов.

— Мы дети войны, — рассказывает Лира Александровна. — Исполняем песни тех лет. Самые любимые “Хотят ли русские войны?”, “Бухенвальдский набат”.

За долгую сольную карьеру супруги не заработали ни копейки. Крики “браво” и вызов “на бис” — самая высшая для них награда.

— Я могла бы прославиться, — говорит Лира Яресько. — Но посвятила себя мужу и двум сыновьям. А ведь такие поклонники были...

Военным песням супруги придумывают современные аранжировки, а на выступлениях используют мощную режиссуру. Так, во время исполнения песни “Бухенвальдский набат” Лира Александровна зажигает свечи. Они освещают ее взволнованное лицо и передают бурю эмоций, царящих в ее душе.

Модная Лира Александровна сама придумывает себе наряды, а шьет их соседка — талантливая и тоже самобытная швея.

* * *

Самые голосистые исполнители не только попадут в “горячую ротацию” радио, но и будут регулярно участвовать в крупных областных праздниках. Так, 23 февраля победители фестиваля выступят в подольском ледовом дворце “Витязь”. Поиск талантов будет продолжаться повсеместно. Ходят слухи, что очень скоро в области появится специализированное учебное заведение. Что-то типа музыкального института, в котором смогут учиться вокальному мастерству все одаренные люди. Там будут преподавать лучшие педагоги. Эта информация пока никем официально не подтверждалась, но и не опровергалась. Поэтому есть шанс, что слух станет явью.

В перерыве мы опять “пытаем” Игоря Матету. Но уже по другому поводу:

— Нет ли у руководства области задумок сделать какое-нибудь мощное телешоу с участием одаренных людей? — спрашиваем мы.

— По этому поводу ничего сказать не могу. Говорю только за себя: сейчас я пишу мюзикл “Игра” (по мотивам пушкинской “Пиковой дамы”). Если все задуманное осуществится, я обязательно приглашу участвовать в нем понравившихся мне исполнителей сегодняшнего тура, — сообщил нам композитор.

— А правдива ли информация, что кого-нибудь из самодеятельных талантов будут крутить на “Шансоне”?

— Да, это чистая правда. Но для начала им сделают хорошие аранжировки. Когда это случится, вы сможете сделать про это отдельную заметку, — улыбается Игорь Евгеньевич.

Мы уходим из ДК с чувством удовлетворения. Столько песен старых, хороших и разных мы могли услышать только здесь. Потому что ни на одной, даже очень широкомасштабной пьянке-гулянке не станут петь хиты Дунаевского, перемежая их с песнями Софии Ротару, Булата Окуджавы и Розы Рымбаевой. А душа русского человека всегда требует разнообразия! Из ДК мы отправились...

Нет, вы нам ни в коем случае нам не поверите, в музыкальный магазин. За книжкой, прилагающейся к системе караоке. Мы клятвенно пообещали друг другу выучить добрый десяток хитов прошлых лет. И, возможно, поучаствовать в церемонии следующего года. Надеемся, что она состоится...

Примкнувшие к рашн-шансону:


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру