КОСТЬ В ГОРЛЕ У МЭРИИ

С начала следующего года в Москве начнут вводить местное самоуправление. Что это такое, пока до конца понимают даже в мэрии. Но в некоторых районах самоуправление уже набирает обороты. Самый яркий тому пример — Пресненский район. Глава местной управы Александр Краснов — личность, как он сам говорит, “печально известная”. В мэрии и гордуме его считают одиозным персонажем.


Александр Викторович мечтает сделать Пресню городом в городе — независимым от “центра” и самым богатым районом. Но дорога в светлое будущее терниста. Недавно Пресня опять прославилась: суд не разрешил местным властям провести референдум среди жителей района, на который предлагалось вынести ряд актуальных вопросов.

О том, каким он представляет себе местное самоуправление, сам г-н Краснов рассказал в эксклюзивном интервью “МК”.

— Да, мы постоянно судимся с мэрией — говорит он. — На сегодня счет 19:3 в нашу пользу. А всего порядка 80 взаимных исков друг к другу. Наш район всегда отличался от других. Еще в 1990-м, когда меня избрали председателем Краснопресненского райсовета, я распорядился, чтобы студентов больше не посылали на овощебазу. Мы первыми подготовили Указ о свободе торговли: когда было плохо с продуктами, я позволил торговать в районе всем, кто хочет. Просто так, без разрешений. Милиция, “сэсники” встали на дыбы, зато народ повез сюда товар. А через две недели вышел ельцинский указ о свободе торговли.

— Но в мэрии чаще вспоминают другое ваше решение — о признании земель и недр суверенными…

— Это неправда! История носит полуанекдотический характер. Приехал к нам депутат Моссовета, спросил наше мнение по поводу разграничения полномочий районных и городских властей. Мы взяли цитату из федерального закона о землях, недрах и воздушных пространствах и проголосовали за нее в том числе. Станкевич тогда пошутил, мол, краснопресненские районные советники чуть было не объявили свои недра суверенными. Теперь мне это постоянно припоминают и выставляют этаким городским сумасшедшим.

— Вам вроде бы даже посчастливилось быть мэром?

— В 1993 году я действительно успел побывать мэром — исполняющим его обязанности меня назначил Хасбулатов. Правда, на посту я пробыл всего одну ночь. Потом занимался бизнесом. А в сентябре прошлого года меня избрали главой управы Пресненского района. И я начал вводить в районе самоуправление.

— Как вы это делаете?

— Все, что мы делаем, сводится к одной цели — вернуть деньги из теневого оборота в бюджет. На нашем мелком уровне мы эту задачу решаем. Когда меня только выбрали, у нас на территории было официально зарегистрировано 16 (!) ларьков. Мы организовали службу регистрации в управе, провели маркетинговые исследования, узнали, сколько платят лоточники “крышам”, милиции, “сэсникам” и т.д. Установили официальную ставку втрое ниже, чем у всей этой мафии, и пожалуйста — теперь у нас 2,5 тысячи официальных ларьков и 50 млн. дополнительных рублей в бюджет за год. Потом мы выяснили отношения с рекламщиками — на территории района 5 тысяч рекламных щитов, и уже на 70% мы их вывели из тени. Кроме того, мы заставили платить деньги в наш бюджет людей, которые нелегально живут в пятиэтажках под снос. Мы им гарантируем выселение в последнюю очередь, они нам — по 500 рублей в месяц. По-божески, если учесть, что за коммунальные услуги они не платят. С них мы имеем 36 млн. в год.

— Попытка принять собственный Устав в районе закончилась неудачно — мэрия доказала в суде, что это против закона.

— Не совсем так. Закон, разрешающий управам принимать свои уставы, уже есть. Но пока еще не утверждена процедура его регистрации. Так что суд признал незаконной лишь регистрацию нашего Устава, а не его содержание. Кстати, с этим Уставом мы, единственная управа, уже смогли открыть свой счет в банке. У нас есть возможность быстро проводить банковские операции и проплаты. Кроме того, у нас, единственного района, есть свой бюджет. И есть даже своя Контрольно-счетная палата, которая контролирует его исполнение.

— Но пока вроде контролировать нечего. Закон, позволяющий районам иметь собственные бюджеты, еще не вступил в силу.

— Это московский закон не вступил, а по федеральному уже можно. Смету расходов и доходов, расписанную нам городом на этот год, мы в скобочках назвали бюджетом. И тратим деньги без вмешательства мэрии. А со следующего будем жить только на свои средства.

— Разница есть?

— Огромная. Сравните. Город выделял нам около 200 миллионов рублей, а мы составили бюджет на 1 миллиард 280 миллионов! И из них только 380 миллионов налоги, остальное — доходы от торговли, недвижимости, земли...

— Вас послушаешь — ваш район будет процветать.

— Мы и так не бедные. А будем еще богаче. С 1 января в нашем районе зарплаты бюджетников — учителей, врачей, милиционеров — повысятся в три раза. Есть же лужковские надбавки, а у нас будут красновские.

— Получится, что в школах Красной Пресни платить будут больше, чем, например, в Черемушках. Не боитесь обвинений в социальном неравенстве?

— О чем вы говорите? Стимул бюджетного развития должен быть у каждого региона и района. Я хочу, чтобы Пресня была самым богатым районом в Москве. Деньги будем тратить мудро — памятники Церетели заказывать не будем.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру