КЛИПОМАНКА

18 декабря 2002 в 00:00, просмотров: 849

Среди прочих метаморфоз почти истекшего года одна из самых заметных для глаза и уха старательного музболельщика — глобальная пертурбация, случившаяся с вдохновляющим молодежные, понимаешь, массы источником продвинутости — каналом “MTV-Россия”. Как-то скопом и резко исчезли оттуда (из “сбалансированных эфиров”) обожаемые детворой спецпрограммки (“12 злобных зрителей”) и бодро-ржачные местные телестары (Стрельников, Комолов, Шелест и иже). Зато появилось целое полчище “разудалых ковбоев” — ведущих оригинальных американских программ. Американские владельцы “MTV-Россия” (окончательно выкупившие весной остаток акций у здешних совладельцев), ужаснувшись резко рухнувшим (год назад) рейтингам, направили в непредсказуемую Москву заокеанских спецов по экстрим-бизнесу — кризисных менеджеров и продюсеров. Те, в свою очередь, обалдели, обнаружив, что на прогрессивном, прозападном музканале имеют место и бессовестное мздоимство, и двойные (в подходе к отбору музыки) стандарты. И начали безжалостную чистку cостава. Место культового (в определенном смысле) персонажа Бориса Зосимова (отца-основателя, как всем казалось, русского MTV) заняла Линда Дженсен, жесткая бизнесвумен-американка, специалист по телевидению и Центральной Европе, но при этом — большая поклонница русской музыки и певицы Земфиры в частности... С госпожой Дженсен, новым президентом канала “MTV-Россия”, “Мегахаус” давеча закусывал на бизнес-, понимаешь, ланче.


— Изрядные изменения, случившиеся на MTV за последние полгода, превратили его чуть ли не в новый канал. Почему перестало устраивать то, чем было русское MTV целых четыре года до этого?

— После трех-четырех лет любой телеканал должен себя освежать. В течение этого года мы меняли формат, меняли лица канала. И эти изменения не закончены... Чтобы компания стала лучше, в нее всегда нужен приток свежей крови.

— Да уж, вы заменили практически всех... Как рука-то поднялась на любимцев подростков, практически звезд эфира: на Комолова, Шелест, Васю Стрельникова?

— Они ушли по собственному желанию. Это нормально: люди становятся старше и хотят уже пробовать себя в больших эфирах. Обычное явление для MTV во всем мире — работать с некоей личностью два-три года, потом ее менять. Нам не только не нужно, чтоб человек, ведущий, отработал на MTV 20 лет, но не нужно, чтоб он на это даже рассчитывал. На MTV всегда должны быть свежие, интересные лица. Ведь молодежь требует новых кумиров. Именно сейчас мы начали знакомить зрителей с “новыми лицами”: со-ведущей “Тотального шоу” Таей, ведущими “Shit-Парада” Тихоном и Викой. В январе появится новый VJ в “Сводном чарте” — Леня Нерушенко из группы “Динамит”. MTV же не общеполитический канал, где как раз требуется годами неизменный привычный образ ведущего...

— Ну да, и не “Что? Где? Когда?”, допустим...

— Я, кстати, участвовала в вашем “Что? Где? Когда?”. Я даже не помню точно, в 89-м, кажется, году... Тогда состоялась международная игра, и я была знатоком в команде американских студентов. Но выиграли французы, что нас всех огорчило.

— Вы так давно в России?

— Ну, тогда я еще училась в Нью-Йорке в аспирантуре. Но в Россию приезжаю с 83-го года. Помню Советский Союз: как получала какие-то талоны — кажется, на бензин; как на дискотеках продавался только сок — и никаких крепких напитков...

— Я слышала, вас многое связывает с Украиной, были причастны к тамошнему телеканалу “1+1”?

— Я и на Украине поработала, и в Грузии. Еще в Праге. Вообще, я должна была быть политологом, специалистом по Восточной Европе. Но из-за распада СССР никто с моего курса не стал работать по специальности.

— Мои друзья-иностранцы, прожив годик в Москве, уже не хотят возвращаться; говорят, что-то засасывает, притягивает и особенно волнует в здешней жизни...

— Я никогда в Америке, допустим, не работала. Сразу после аспирантуры мне стали предлагать интересную работу по всей Центральной Европе. Но страна Россия мне особенно нравится. Я и уезжала-то отсюда всего два раза: в Голландию (хотя там продержалась всего девять месяцев) и в Прагу. Ну, в Лондоне еще немножко занималась телевидением. Но — не музыкальным. На MTV пришла в 2000 году, и это стало для меня большой жизненной радостью.

— Локальное подразделение “MTV-Раша” — это просто забава для мировой сети MTV? Ведь здешний рынок — несерьезен для большой западной музиндустрии! Даже в промо-туры звезды едут в Россию в последнюю очередь. Здесь процветает пиратство... Зачем Мадонне ехать с новой пластинкой в Москву, если прибыль от ее тиражей все равно поимеют пираты?

— Конечно, музыкальная индустрия здесь очень сложная. Если даже забыть про Мадонну (западные музыканты меня гораздо меньше волнуют), а взять ситуацию, в которой сидят талантливые русские артисты. Человек работает, пишет музыку в студии. Но интерес выпустить полноценный диск из семи—двенадцати песен для него — минимальный. Его продюсеру же достаточно всего хит-сингла, чтобы тут же запустить артиста на гастроли. И он будет день и ночь играть концерты, чтобы хоть немножко кушать.

— Я так понимаю: судьба русских артистов вас беспокоит больше, чем западных?

— Конечно. У меня хорошее отношение к русской музыке. Здесь есть таланты: и постарше, и поновее. Меня раньше спрашивали: почему русские звезды не могут пробиваться на Запад? Сейчас все видят — КАК они начали пробиваться.

— Вы — про успех “Тату”?

— Он, кстати, случился во многом благодаря MTV. У них хорошо сделаны песни. Но за ними все равно уже стоит западный лейбл, который, увидев возможности группы, вложил средства, записал их на английском, стал раскручивать группу на Западе. Простому русскому артисту без поддержки крупного лейбла вряд ли пробиться...

— Вот у “Мумий Тролля” не получилось. Они ведь тоже предпринимали как бы западный прорыв после “Евровидения”...

— Вообще-то еще не поздно. Можно попробовать еще раз.

— В песнях “Мумий Тролля” и Земфиры огромная энергия заложена в текстах. Вы, американка, понимаете, воспринимаете всю многослойность, неоднозначность текстов Земфиры? Я ведь знаю — вы ее фанатка...

— Не хотела бы говорить о личных предпочтениях... Но у Земфиры свое, безусловно, особое направление в музыке... А по поводу текстов: я уже давно и полностью веду свою жизнь на чужом языке. Я думаю на русском. И когда хочется сказать что-то... эмоциональное иностранцу, который рядом со мной, я непроизвольно тоже перехожу на русский. И ругаться предпочитаю на русском, поскольку сильнее русских ругательств, кажется, ничего нет. Даже пишу иногда е-mail своей семье в Америку, а младший брат присылает обратно с пометками: “Ну, сестренка, у тебя прям беда происходит с английской грамматикой!”

— По каким критериям вы нынче берете или не берете клипы? Вот раньше, говорят, имелась на MTV хитрая практика. Напрямую взяток никто не брал, но если клип официально забраковывался так называемым ротационным советом (типа — не в формате был), его несли через “черный ход”, с конвертиком, и он тихой сапой пристраивался в эфире...

— На самом деле на канале еще недавно имелись кое-какие проблемы с ротациями. Существовали определенные люди, уже никак не связанные с MTV. Но они, увидев, допустим, что чей-то клип попал у нас в ротацию, звонили этому артисту и утверждали, что это их влияние, их, мол, связи... И требовали бесплатно отыграть где-то концерт или даже денег им заплатить. Ходят слухи, что даже некто от имени MTV обзванивал артистов, выдвинутых на номинацию “Лучший русский акт” для поездки в Барселону на “MTV Europe Music Awards-02”, и говорил: “Мы вас сделаем победителями, но заплатите!”...

— Допустим, некто звонит продюсеру Айзеншпису и говорит: “Юрий Шмильевич, новый клип “Динамита” в горячей ротации MTV токмо благодаря моим связям! Так что плати!” Но Айзеншпис-то не дурак, не будет платить Васе Пупкину! Все друг друга в этом бизнесе знают...

— “Динамит” и так очень в нашем формате, и никому платить не надо. Всем заявляем: если кто пытается требовать какие-то деньги за эфиры (по старой, допустим, памяти) — звоните тут же нам. Лично мне. Чтобы попасть на MTV, нужны всего лишь качественная музыка и хороший клип. Какие-то махинации же теперь просто невозможны — отношения на канале стали прозрачные для всех. Вот показательный случай. В августе у нас на проходной оказалась кассета, на которой было просто написано: “Группа “Палата Люкс” и телефон. Мы посмотрели — песня “Дура”, прикольная, веселая... В итоге проиграли ее более ста раз, она дошла до очень высоких категорий. В результате группа подписывает контракт с крупнейшим лейблом — компанией “Real Records”. Классический пример, как люди становятся известными благодаря MTV.

— А какое, кстати, соотношение сейчас на MTV русской и западной музыки?

— Осенью было 40 на 60, а сейчас 50 на 50. На будущий год уделим еще больше внимания русским артистам.

— Многих раздражает обилие появившихся у вас американских спецпрограмм!

— Скоро их число уменьшится — сбалансируем, так сказать, эфир. Собственных программ сейчас и так около 20, сейчас запущены совсем новые — “Рокировка”, “SMS-чарт”, а с Нового года будет выходить еще несколько. Русское MTV, конечно, должно быть русским. С хорошей долей русской музыки, с хорошей долей интересных русских лиц на экране. Из западного продукта мы берем лишь то, что, как нам кажется, больше всего подходит для русской же аудитории. Но иногда думаешь про какую-то программу: “Боже мой, здесь это никто смотреть не будет!” А получается — наоборот: народу очень нравится, рейтинги очень высокие. Так было с программой “В пролете” (свидания втроем, на которых выпихивают третьего лишнего. — К.Д.) и с “Чудаками” (программа про приколы и скабрезности, где бегают без трусов по американским улицам и всячески идиотничают. — К.Д.).

— Есть мнение, что русское MTV чуть ли не самое демократичное в мире. Вещи, которые не проходят цензуру на MTV американском и даже лондонском, легко появляются здесь. Допустим — гомоэротичные клипы Джорджа Майкла или Мадонна в видеокатастрофе с разбивающейся старушкой...

— Ну, американский менталитет совсем не похож, по-моему, на русский. Российское восприятие ближе к европейскому и более либеральное. Есть много вещей, которые преспокойно показываются на русском, общественном даже ТВ, а на Западе такое возможно только по ночам, на кабельных сетях...

— И вам кайфово от такой свободы?

— Мне кажется, народу надо показывать то, что он хочет видеть. Но — в рамках разумного...

Ну — хорошо хоть так.



Партнеры