КУПИТЕ МЕНЯ ПОДОРОЖЕ!

“Один из самых титулованных саблистов современности, четырехкратный чемпион мира в личном зачете Григорий Кириенко доставлен в реанимацию в Новосибирске. После завершения спортивной карьеры оказалось, что здоровье многократного мирового и олимпийского чемпиона сильно подорвано. В воскресенье во время финальных соревнований турнира “Московская сабля” должны были состояться торжественные проводы Кириенко из большого спорта” — это из срочных сообщений агентств.


За скупостью строк — ломка большого спорта. Она была и будет всегда. Но, как и любую болезнь, ее можно либо усугубить, либо облегчить. “Оказалось, что здоровье сильно подорвано”. Что это значит? Не долечили, вовремя не заметили, не отправили на восстановление, не додали внимания. А если одним словом — не хватило денег.

На днях в Кирове начался чемпионат по конькам. Вообще-то конькобежцы собирались в Нижний Новгород. Но вовремя запустить дорожку с искусственным льдом из-за нехватки денег в Нижнем не смогли, а из-за того, что существуют еще и проблемы с ледозаливочными машинами, спортсмены в последний момент уехали в Киров. Хорошо, что не как обычно — в Германию, где все последние годы проводились чемпионаты России.

А вот сегодня еще одна расхожая фраза — “он (чемпионат, команда, спортсмен) пока не превратился в хорошо продаваемый продукт”. И не считайте это преувеличением.

На днях нашему корреспонденту попало в руки одно коммерческое предложение, пришедшее на адрес одной из фирм:

“Предлагаем вам задействовать Евгения Плющенко в своей рекламной кампании. Евгений таит в себе высокий потенциал воздействия на потребителя и успешно продвинет вашу продукцию — отразив информацию о питательных свойствах и вкусовых качествах; связав в сознании потребителя товар и его производителя; отражая цели и направления деятельности фирмы, философию ее бизнеса, принципы отношения с клиентурой, участие фирмы в общественной жизни; соответствуя стилем и манерой изложения имиджу рекламодателя и товара (!)...

В ситуации, когда реальные различия между конкурирующими марками несущественны и незаметны потребителю, Евгений поможет осуществить свой выбор с опорой не столько на реальные, сколько на воображаемые свойства товара. Реклама, использующая эмоциональные стратегии рекламирования, оперирует психологически значимыми символами, создает эстетическую ценность товара. Это мощное средство побуждения к покупке”.

Предложение пришло от имени маркетингового агентства. Уверена, что сам прославленный фигурист его и в глаза не видел. Но то, что подобный документ разослан по известным фирмам, иллюстрирует хроническое безденежье большого спорта. О том, что денег там нет, знают все. А кто-то этим и пользуется.

Не сомневаюсь, что текст этот составлен, исходя из научных трудов воздействия личности на покупательский спрос. И по части экономики к нему нет никаких претензий.

А в душевном, если так можно сказать, плане есть. Блестящий фигурист Евгений Плющенко — из разряда обожаемых народом спортсменов. Его не просто любят, боготворят. Взять у него автограф — предел мечтаний многих фанатов. Он не только “мощное средство побуждения к покупке” и “психологически значимый символ”, но и мощный стимул чего угодно, вплоть до смысла жизни для определенной части фанатов.

Еще не так давно председатель Госкомспорта Вячеслав Фетисов рекламировал по телевизору лечебный препарат. Контракт с фирмой был подписан в тот момент, когда Фетисов не занимал столь высокий пост. Говорят, контракт был прерван досрочно — потому что негоже все же лидеру спорта участвовать в таком коммерческом мероприятии, хотя и порочного в наше время сплошной рекламы здесь вроде бы ничего и нет.

Плющенко не занимает высокий пост официально. Но в умах миллионов он напрямую связан с нашим бело-сине-красным. И неужели страна не в состоянии другими способами поддержать того, кем она действительно гордится?

В недавнем выступлении Владимир Путин признал, что, хотя финансирование спортивных мероприятий в 2003 году должно увеличиться почти вдвое, некоторые проблемы по-прежнему останутся. Президент России также считает, что помимо государства в развитии массовой физкультуры и спорта должны быть заинтересованы также коммерческие структуры. Он призвал обратить внимание на эту проблему представителей малого и среднего бизнеса.

Глава Госкомспорта также считает, что вопрос совершенствования правовой и нормативной базы физической культуры и спорта давно назрел. “Совершенствование законодательства в области физической культуры и спорта должно способствовать тому, чтобы в рыночных условиях отрасль финансировалась не только из бюджета, но и из внебюджетных источников, особенно для поддержки спорта высших достижений. В первую очередь законодательного обеспечения требуют вопросы профессионального спорта, спонсорства и рекламы”.

А как это должно выглядеть? Если так, как в коммерческом предложении, — то лучше не надо. Неужели у нас так много звезд мирового уровня, что зарабатывать на массажиста или тренировочный сбор они должны, рекламируя чужие макароны или воду с газом?

Бюджет Госкомспорта на следующий год действительно увеличился вдвое — он составляет примерно 140 миллионов долларов. А вот, например, итальянский “Интер” потратит только на зарплату своих игроков 118 миллионов евро. Мне могут возразить, что это Италия, и это звезды ее футбола. Но у нас-то за похожими цифрами стоят все российские виды спорта и все наши звезды.

А звезды, как известно, товар штучный. И обещанная президентом стипендия в 15 тысяч рублей, конечно, не исправит ситуацию, но все же поможет, например, элитным тренерам хотя бы не брать в нагрузку абонементные группы, чтобы прокормить семью. Но стипендия, обещанная еще в июле, до сих пор только обещана.

Глава спортивного ведомства Вячеслав Фетисов сообщил также на днях, что Госкомспорт РФ приступил к разработке новой редакции закона “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”. По его словам, это вызвано тем, что ныне действующий закон “не соответствует сегодняшнему времени и является в определенной степени тормозом для внедрения новейших технологий в организацию и управление отраслью”.

И Путин, и Фетисов любят спорт, это очевидно. И любые тормоза на его пути постараются со временем устранить. Но в таком жизненно важном и очень щекотливом деле, как добывание денег для элиты спорта (а элита, как известно, родом из детства, поэтому финансовые удары надо наносить везде и сразу), без моральных тормозов тоже действовать нельзя. И, наверное, обращение к бизнесу должно носить более конкретный характер. Ведь кумирам предлагать себя в рекламных целях как-то... не царское это дело, в общем. А вот как заинтересовать потенциального спонсора, какие льготы ему предложить, чтобы компании сами готовы были оказать помощь чемпионам, — вопрос уже другой, больших экономических умов с дипломами MBA.

Хотите спортивную песню? Услышала на днях в исполнении Семена Канады: “Машенька, не плачь, я забью твой мяч. Ты мне, Боже, помоги вдарить с той ноги...” Ничего не знаю про рыдающую Машеньку, но вот России в новом году по спортивному безденежью вдарить с “той” ноги просто необходимо. Чтобы кумиры оставались кумирами, а не мощными носителями торговой марки.



P.S. И все же поводов для оптимизма в спортивной жизни прибавляется. Только что стало известно, что олимпийские чемпионы в России будут получать пожизненные стипендии. Об этом вчера на пресс-конференции, посвященной итогам заседания Совета при Президенте России по физкультуре и спорту сообщил председатель Госкомспорта Вячеслав Фетисов.

По словам Фетисова, с 1 января 2003 года президентские спортивные стипендии будут получать 15 тысяч спортсменов и тренеров. Сумма ежемесячной стипендии составит 15 тысяч рублей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру