ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ШАХМАТЫ

21 декабря 2002 в 00:00, просмотров: 309

...Предлогом для первой за двенадцать лет матчевой встречи великих “К” — Анатолия Карпова и Гарри Каспарова — стала вовсе не ностальгия, а презентация продукции X3D Technologies Corporation. Аббревиатура эта расшифровывается — X-treme Three Dimensional. А задача компании, к которой охотно присоединилась America Online, — полностью перевести Интернет, компьютерные игры, кино, телевидение и т.д. на передачу трехмерных изображений!


Честно говоря, не понимая, как можно добиться такого, я, получив приглашение на матч, не удержался от вопросов к его организаторам. По счастью, откровенное признание в невежестве здесь не карается. Если за ним следует желание познакомиться с предметом. Обаятельная сотрудница X3D Белинда быстро ввела в курс дела: “Реальные трехмерные изображения как бы плывут в пространстве — внутри или даже перед монитором! Естественно, это все способствует полному погружению в происходящее...”

Но хватит о трехмерном изображении, давайте о шахматах. Двухдневный поединок прославленных гроссмейстеров начался в четверг в Нью-Йорке в двух кварталах от нашей редакции — в сияющем рекламой здании ABC News Studios на Таймс-сквер. Объявлений о матче нигде не было, однако уже за час до начала у служебного входа собралась толпа, в коей было немало знакомых лиц. В основном — русских американцев, шахматистов, которые, как я подозреваю, больше значения придавали все-таки самой игре, чем революционной продукции. Были среди них и чемпионы США — Лев Альбурт, Борис Гулько, — и молодые перспективные игроки.

Кому-то могло показаться, что поединок этот не несет особой спортивной нагрузки. Тем более что за победу ничего не полагается: Каспаров за одно участие получает $200 тысяч, Карпов — $50 тысяч. Не самым серьезным оказался и регламент состязаний — по две партии в каждый из двух дней, контроль времени укороченный — по 25 минут плюс до 10 секунд за каждый сделанный ход. Это еще минут 6—7, если играть полную партию. Ну да организаторам явно важен не исход, а реклама! А лучшей рекламы, чем матч легендарных шахматистов, за ходом которого — только по Интернету! — наблюдают миллионы болельщиков, пожалуй, не придумаешь.

Но старое соперничество не ржавеет. И Гарри Каспаров сказал об этом весьма недвусмысленно: “Шахматы — это состязания ума, а не кулаков, но наша встреча будет не менее кровопролитна, чем чемпионат мира по боксу среди тяжеловесов. Так что поверьте: ни Карпов, ни я не хотим проиграть”.

“Я рад возможности возобновить свое историческое соперничество с Каспаровым”, — был чуть более сдержан Анатолий Евгеньевич.

Первая партия закончилась поражением белых — то есть Карпова.

Все бросились в комментаторскую с буфетом, я же выждал, пока у столика останутся только сотрудники X3D, и попросил показать, каким образом осуществляется прямая передача ходов. Оказалось, все фигуры снабжены внизу кружочками, отмечающими сенсорные точки. При перемещении на доске они автоматически передают электронные сигналы в компьютер, а оттуда уже на мониторы поступает полная картина движения. Фантастика!

Рядом с доской стояли два дополнительных ферзя — разумеется, белый и черный. Для чего? Да потому, что в “быстрых” шахматах нет времени заменять проходную пешку ферзем. Обычно игроки просто переворачивают, скажем, ладью, и продолжают игру. Но здесь-то сенсоры расположены внизу. А это значит — переверни ладью, она не будет видна вовсе!

Перерыв между партиями был недолог, но времени вполне хватило, чтобы с помощью все той же Белинды раздобыть очки и полюбоваться одной из программ, предлагаемых компанией, — искусство Лувра. Уверяю вас, будучи в музее, вы не увидите прекрасные работы старинных мастеров столь объемно!

Но вот в зале вновь появились соперники. На сей раз “счетчик” (а часы “Seattle” передают на монитор каждую секунду обдумывания) пустил Каспаров. В трудном эндшпиле Карпов сумел устоять и даже сравнял счет — 1:1.




    Партнеры