РАЗМЕР НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ

Человеку, конечно же, присуща тяга к перемене мест. Особенно это характерно для выходцев из стран СНГ. Которые в погоне за “длинным рублем” заполонили весь мир. Но большинство из них на заработки все-таки едут в Россию-матушку. Может, по этой причине в Подмосковье уже целый воз и большая тележка мигрантов из всех уголков бывшего СССР. Промышляют они не только на ударных стройках особняков “новых русских”.

О том, как эта армия умудряется прописаться в наших краях или получить регистрацию, — читайте в расследовании “МК”.


В полуразвалившихся подмосковных халупах можно прописать хоть тысячу человек. Это не фантастика, а разрешенная нашим законодательством реальность.

...Мои ловкие пальцы набирают адрес известной компьютерной поисковой системы. Вбиваю туда заветные слова “Прописка в Подмосковье”. На экране высвечивается добрый десяток ссылок на сайты фирм, готовых оказать подобные услуги. Звоню наугад по объявлению: “Постоянная прописка за 1 день при вашем участии. Становление на воинский учет, получение ИНН, оплата по факту без предоплаты”.

В общем, все виды регистрационных услуг в одном флаконе.

НАША СПРАВКА

Прокомментировать эту ситуацию мы попросили депутата Мособлдумы, руководителя комитета по правоохранительной деятельности Юрия БУСОВА:

— Согласно статье 27 Конституции, каждый, кто законно находится на территории нашей страны, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Режим ограничения права на выбор места жительства может вводиться только федеральным законом. Таким образом, решить эту проблему на уровне областного законодательства невозможно. Но, понимая полноту вопроса, мы должны действовать сообща. И если для кого-то нелегальные мигранты — снежный ком, то для депутатов — кропотливая ежедневная работа.

Эту проблему нельзя рассматривать вне других. А они таковы: существуют сложности с визовым режимом, перед государством всегда будет стоять дилемма: либо смотреть на все через призму Шенгенских соглашений, либо слегка пренебречь либеральными ценностями и жестко отстаивать интересы безопасности страны. От терроризма, наркодилеров и прочих криминальных элементов. Не все ясно и с миграционной квотой: стоит выбор — либо привлекать иностранную рабочую силу, либо свою, которую придется обучать, а затем еще платить специалистам достойную зарплату. Обсуждая названный вопрос, мы не можем обойти и проблему коррупции. Уголовный и Административный кодексы не предусматривают самостоятельного состава преступления и административного правонарушения в виде коррупции. Силовые структуры по коррупционным делам имеют достаточно материалов оперативных разработок, но они оседают в “чемоданах” до поры до времени. С политикой в отношении работодателей — тоже темный лес. Неясно, ужесточить ли к ним меры при работе с нелегалами или нет. Если рассматривать эту проблему с точки зрения законности, то можно констатировать одно: на сегодняшний день в России признаются и гарантируются права и свободы человека.


— Мы работаем по двум направлениям — Западу и Востоку, — сообщил мне, якобы жительнице Владивостока, товарищ на другом конце провода. — Прописка в Волоколамском районе будет вам стоить 650$, в Шатуре — 1000 “баксов”.

Механизм простой: сначала предпринимателями составляется договор купли-продажи жилых сантиметров в какой-нибудь захудалой халупе (как рассказал мой телефонный собеседник, размер покупаемой площади не имеет никакого значения), затем сделка регистрируется в регистрационной палате, там же выдается свидетельство о праве собственности. Вся эта процедура идет в присутствии желающего “пустить корни” в Подмосковье. И только потом наступает момент истины — поход в паспортный стол, где ставят штамп о прописке.

— Выехать с нами на место и оформить все документы вы можете по понедельникам и средам, — резюмирует собеседник.

Оказывается, мне повезло: я нашла “дешевый” вариант. На многочисленных интернет-сайтах значатся более внушительные суммы за прописку в Подмосковье. 1100$ для граждан России и Белоруссии и 1500$ для жителей СНГ.

* * *

Мой знакомый риэлтор Сергей согласился прокомментировать этот телефонный разговор:

— Чем дальше от Москвы, тем дешевле фирмам распродать жилые сантиметры желающим. Ведь обычно полуразвалюхи скупаются самими фирмами за бесценок у старух. Затем “домики в деревне” делятся на много-много частей и распродаются. Потенциальных обладателей жилья в обозначенные два дня вывозят на место в специально заказанных автобусах. Это хорошо, если человеку оформляют прописку в реальном доме. Иногда случается, что нечистые на руку фирмачи обещают золотые горы, а регистрируют людей в “воздухе”, то есть в сгоревших домах, чистом поле и т.п.

После обхода всех инстанций люди платят деньги — в среднем фирмы получают за “вывоз на место” автобуса с желающими 20 тыс.$. Ведь если каждый за столь необходимую услугу “отстегнет” по “косарю” — вот и набегает такая кругленькая сумма.

Из этих денег отваливается энное количество смежникам, т.е. всем тем, кто принимает участие в данном мероприятии. А уж о пресловутых смежниках, говорит мне Сергей, догадайся, мол, сама. Много не дают — баксов по 100 за каждого прописываемого. Но уличить местных чиновников во взяточничестве действительно невозможно: ведь фирмы ни при каких обстоятельствах их “сдавать” не станут — им выгодно дальше развивать этот бизнес в регионе.

Заместитель начальника Управления паспортно-визовой службы Подмосковья Владимир СЕДЫХ подтвердил лишь информацию о том, что фирмы прописывают людей где ни попадя:

— В Шатуре здание полуразвалившегося магазина по документам почему-то проходило как жилое помещение. И там тоже были зарегистрированы люди, удивляется Владимир Викторович.

— Значит, все-таки на местах есть факты “злоупотребления служебным положением”? — интересуюсь я.

— Мы не исключаем, что на местах есть нерадивые сотрудники, которые за деньги регистрируют приезжих. Но за руку мы никого не ловили, — ответил он.

* * *

Если такой интересный пролог, то развязка должна быть еще более феерическая. Я отправилась по адресу одной фирмы-благодетельницы. Ловить, что называется, за руку приезжих, желающих получить подмосковную прописку. Похоже, клиент “созрел”: в здание прошел невзрачный мужчина кавказской наружности в шапке-петушок и китайской куртке. Жду его целый час. Выходит. Подхожу к нему и рассказываю легенду про мою родину — Владивосток, про красивую и неповторимую бухту Золотой Рог, по которой безумно скучаю. Но вот судьба-злодейка забросила меня на заработки в столицу — и теперь хочешь не хочешь, а как-то нужно получать регистрацию. Спрашиваю, какие расценки, что гарантирует фирма?

Разговор клеится. Мой собеседник выдает на-гора информацию, что он Армен из города Гюмри.

— Я ужэ нэ первий ден хожу, проверяю, какие фырмы, что прэдлагают. Цэны для меня высокий. Да эшо за гражданство платы — еще штуку баксов. Они консултируют всэх, кому надо по этому поводу. 500 рублэй стоит, — негодующе рубит воздух руками армянин.

По плотоядному взгляду понимаю — я нравлюсь Армену. Поэтому решаюсь на авантюру: беру у него номер мобильника и обещаю позвонить. Чтобы якобы обменяться впечатлениями, где каждому из нас “удалось приобрести недвижимость”. Кавказец желает мне удачи. Он искренне надеется, что общая проблема нас сблизит. В прямом и переносном смысле этого слова.

Прости, Армен, ты был лирическим отступлением: поговорив с тобой, я продолжила поиск информации.

* * *

Расцвет подобного бизнеса начался после приснопамятных решений Судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда. Они признали недействительными некоторые положения совместного постановления правительств Москвы и области от 30 марта 1999 г. “Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в Москве и Московской области”. В частности, отмененные положения предусматривали наличие санитарной нормы при регистрации. Прописка была возможна, если позволял метраж. Сан. норма составляла — 12 кв. м жилой площади на человека. Если “лишних метров” не было, регистрация возбранялась. С отменой сан. нормы запихнуть на 1 кв. м можно хоть целый аул.

По данным областной паспортно-визовой службы, густонаселенные “сантиметры” есть в Волоколамском, Шаховском, Лотошинском, Истринском, Луховицком и Павлово-Посадском районах.

— Подобное положение вещей нас возмущает. Власти непременно должны навести порядок в этом вопросе, — уверен Владимир Седых. — Но закон должен быть принят на федеральном уровне. Мособлдума не обладает такими полномочиями.

* * *

Ушлые товарищи, у которых нет денег на прописку, предлагаемую фирмами, решаются на фиктивный брак. В Интернете объявлений на тему “Предлагаю фиктивный брак и регистрацию в Подмосковье” наберется с добрую сотню. В федеральной миграционной службе до сих пор бытует байка о том, как на одной старушке с целью прописки женились сразу 7 (!) братьев-кавказцев. Те, кто не хочет связывать себя фиктивными узами Гименея и платить бешеные “бабки” за штампик о прописке в деревне Пупкино, часто обращаются за помощью в фирмы, специализирующиеся на оформлении временной регистрации. Она стоит 300—600 рублей.

— Эти справки — “липа”. Фирмы штампуют их один в один, благо сейчас прекрасная оргтехника. “Липу” можно различить только по реквизитам, — рассказывает Владимир Седых. — В Москве ввели голограммы, которые защищают от подделок. Но в области их пока нет.

Вычисляют “липу” проверенным дедовским способом: звонят по телефону в квартиру, где якобы зарегистрирован задержанный. Иногда такие звонки приводят хозяев жилья в недоумение: они знать не знают, что по их адресу кто-то временно обитает.

Если удается вычислить эти “конторы Никанора”, то на них возлагается административный штраф за подделку документов — 300—400 МРОТ и конфискуется все имущество. А нарушителей паспортного режима штрафуют на 5—10 МРОТ. В этом году в области было задержано примерно 200 тыс. таких нарушителей.

Областные паспортисты уверены: единственное спасение от поддельных бланков регистрации — ввод в обиход заламинированных карточек с голограммой.

Но, положа руку на сердце, можно сказать, что областная паспортно-визовая служба не сидит сложа руки. Каждый день нарушителей паспортного режима задерживают в городах, районах и на трассах. После трагедии на улице Мельникова Борис Громов распорядился депортировать всех иностранцев-нелегалов за пределы области.

В одном из номеров “МК” мы уже описывали мизансцену “прощание с иракцами”. Следом были отправлены на историческую родину за счет областного правительства два самолета с таджиками и один — с азербайджанцами. А на рынке в Реутове на днях сотрудники областной паспортно-визовой службы обнаружили больше 100 “не местных” без регистрации.

Здесь речь идет о тех, кто бесправен и не может заплатить за регистрацию или прописку. А богатые и иногда о-о-очень подозрительные граждане по-прежнему продолжают приобретать недвижимость в области. Благо закон разрешает.

* * *

— Алло, Армен? Привет. Это Наташа, ну ты помнишь — мы еще с тобой насчет прописки говорили. Как дела?

— Карашо. Что долго нэ звоныла? Я уж и забыват начал, — смеется он. — Нашел сэбе дом. В Шатурэ прописался. И родствэнников туда пока оформлаю. Для этого квартыру на родине продал. Пока нэкуда тэбя пригласит: я в Балашихэ однушку снимаю — ко мне приэхал брат с женой и дэтьми, отэц, мат, дэд. Сэйчас их пропишу, и нас хот трогат никто нэ будет.

Это финал. Яркий финал.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру