БЫЛЬ О ПТИЧЬИХ ПРАВАХ

Дикая птица в неволе не живет — это знают все. А вот может ли птица, выращенная в неволе, выжить на свободе — неизвестно. Впрочем, ответ на этот вопрос осталось ждать недолго. В Амурской области недавно выпустили на свободу трех японских журавлей, родившихся в Московском зоопарке. На птиц возложили ответственную задачу: восстановить стремительно исчезающую популяцию диких сородичей.

Может быть, скоро японский журавль — одна из самых красивых птиц в мире, белоснежная, с черными маховыми перьями и красной шапочкой на голове — станет такой же редкостью, как археоптерикс. Сейчас в мире (России, Японии и Китае) осталось всего около двух тысяч этих птиц, 600 из них живут на нашем Дальнем Востоке. Но это данные начала 90-х годов (сейчас на учет не выделяют денег), поэтому у орнитологов есть все основания считать, что японских журавлей осталось еще меньше. И их численность продолжает снижаться из-за частых пожаров, от которых в первую очередь страдают птенцы.

В неволе же сейчас живет около двухсот птичьих пар. Первые японские журавли появились в Московском зоопарке в конце 70-х. Как раз тогда в мире впервые осознали, что журавли скоро могут исчезнуть, и начали усиленно разводить их в неволе. Прародительницей нынешней “семьи” японских журавлей Московского зоопарка стала самка Журка. По линии международного сотрудничества Журку отправили в США, где наша журавлица показала кузькину мать американцам. За рекордное потомство (более тридцати птенцов) Журка даже попала в Книгу рекордов Гиннесса. Из этих птенцов Московскому зоопарку перепало две “девочки” и один “мальчик”. Первые внуки у Журки появились в 1987 году, и с тех пор птицы плодились ежегодно.

Надо заметить, что журавли, стремительно исчезающие в природе, в условиях зоопарков довольно неприхотливы и даже хорошо размножаются. Так хорошо, что внутренний рынок искусственной популяции насыщен сверх меры. По мнению некоторых орнитологов, журавль прямо на наших глазах превращается в “культурную”, то есть одомашненную, птицу, вроде курицы. В Европе уже появились т.н. киперы (держатели) журавлей. Но особой моды на этих птиц пока нет. Да и немудрено — далеко не каждый может выделить своим питомцам сто квадратных метров загона (именно такие условия необходимы журавлям для нормального существования). Может, поэтому в России дураков держать дома журавлей нет, и Московскому зоопарку скоро просто некуда будет девать редких птиц.

Специалисты Центра охраны дикой природы вместе с экспертами из зоопарка придумали, как убить сразу двух зайцев: найти место жительства для “лишних птиц”, а заодно попытаться восстановить с их помощью природную популяцию. В июле этого года три журавленка 2001 года рождения, выращенные не в инкубаторе, а собственными родителями, были выпущены на волю на территории Хинганского природного заповедника в Амурской области. Сейчас здесь обитают 25 гнездящихся пар, и эксперты Центра охраны дикой природы поставили перед собой задачу постепенно увеличить популяцию до 50 пар. А дальше уж как Бог на душу положит — болот, где так любят селиться журавли, вокруг пруд пруди. Кроме того, экологи будут пристально следить за поведением птиц.

Как сообщила корреспонденту “МК” ведущий зоолог Московского зоопарка Ольга Роздина, подобные эксперименты с птицами в мире еще не проводились. И насколько “домашние” журавли окажутся жизнеспособны в природе, специалистам еще предстоит узнать. Однако биологи не теряют надежды, что все будет хорошо, и даже рассчитывают продолжить такой опыт с другими редкими видами птиц. А в перспективе к работе могут присоединиться другие российские зоопарки (Новосибирский, Санкт-Петербургский, Ростовский), где успешно размножаются японские журавли.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру