НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ РЕФОРМЫ

23 декабря 2002 в 00:00, просмотров: 1049

“Будет ли у нас когда-нибудь труд учителя цениться так же, как в Европе?” — спросила Путина жительница Волгоградской области. “Нужно выделить учителя из Единой тарифной сетки, — отвечая уже другому абоненту, сказал президент. — Неправильно, что где-нибудь на Севере учитель получает 5 тысяч рублей, а рядом нефтяники зарабатывают в 5—10 раз больше”. На самом деле очередная идея российских чиновников — замена Единой тарифной сетки (ЕТС) отраслевой системой оплаты труда бюджетников — вызывает у самих учителей кучу опасений. Новые принципы расчета зарплат педагогов обсуждались Комитетом Госдумы по образованию и науке.

В самом начале XVIII века царь Петр Алексеевич поделил всех “служилых” по классам. Под ранжирование попали не только военные, придворные и чиновные люди, но и педагоги. Эта система чинов просуществовала более двух веков. Затем на смену ей пришло советское “должностное” деление. В каждой отрасли была своя шкала должностей и зарплат. В 1992 году все поменялось: бюджетников (независимо от отраслевой принадлежности) поделили на 18 разрядов (низший — 1-й, высший — 18-й). Единая тарифная сетка (ЕТС) четко установила соответствие между должностью, разрядом и окладом. Начинающий педагог после вуза обычно получал 10-й разряд, через три-четыре года дорастал до 12-го, а затем, при наличии педстажа и хороших отношений с директором школы, и до 14-го, высшего для учителей.

Минтруда предложил ввести в каждой отрасли хозяйства свои оклады. Не годится, мол, чесать под одну гребенку и образование, и здравоохранение, и науку. Работу учителей, например, теперь предлагается оценивать не по формальным показателям — разряду и количеству учебных часов, а по качеству труда. Идея хорошая: раньше высокий разряд (и оклад) некоторые педагоги просто-напросто “высиживали” в школе, не прилагая особого труда к повышению своей квалификации и знаний. Но вот в чем вопрос: кто именно будет определять качество педтруда? Завуч? Директор? А если школьная администрация станет давить на неугодных учителей?..

У проекта Минтруда есть еще одно слабое звено. Роль при определении оклада педагога будут играть не только уровень образования, стаж, должность, особые условия труда, тип образовательного учреждения, ученая степень, но и место жительства. В регионах-донорах зарплата педагогов повысится, а в дотационных (коих в России большинство) — сойдет на нет. Единственной федеральной гарантией учительского заработка останется минимальный размер оплаты труда. Но сегодняшним МРОТ (450 руб.) потребительскую корзину не наполнишь. И даже обещанное в октябре 2003 года увеличение зарплаты на 33% дело не спасет. Цены-то как на дрожжах растут! Поэтому думцы выступили против “реформы без денег”. “Это все равно что непорочное зачатие Девы Марии без помощи Господа Бога”, — заявил депутат Олег Смолин.

Концепцию Минтруда Комитет по образованию и науке Госдумы признал как ухудшающую материальное положение педагогов. Новые варианты реформы для парламентских слушаний 14 января 2003 года предложили подготовить Министерству образования. Как сообщил вице-премьер РФ Алексей Кудрин, закон, изменяющий принципы расчета зарплат работников бюджетной сферы, планируется принять до 1 октября 2003 года.



Партнеры