ОБСЕРИАЛОВО-2002

2002 год — один из самых успешных в истории российского ТВ. Телеканалы не мучились информационными войнами. Вовсю клепалось доморощенное телекино. (Какое ни есть — а все ж родня!) Политики ходили низэнько-низэнько. Их почти не было заметно, и они не очень мешали телезрителям развлекаться. И, конечно, украшением всех последних лет, и 2002-й не исключение, стала конкурентная борьба между телеканалами, у каждого из которых своя планида.

Празднование Нового года — это подарок как для торговцев, со свистом распродающих залежалый товар, так и для ТВ. Это время, когда рейтинги наиболее успешных программ и фильмов могут достичь заоблачных высот. Когда любой канал может одним махом надолго вырваться в лидеры. Так было несколько лет назад с ОРТ и его “Старыми песнями”, которые для прочих коллег-конкурентов звучали тогда похоронным маршем. Именно с “Песен” начался взлет ОРТ, который в этом году стараниями “России”, НТВ, СТС и др. был остановлен. Но как в Японии существует традиционное весеннее наступление трудящихся, так на ОРТ-Первом ежегодное наступление на конкурентов начнется под Новый год. Сигнал к этому — начало “новой” “Убойной силы”. Когда у других каналов, например, у “России”, уже ощущается нехватка премьерного показа, Первый наносит удар сериальной артиллерией. В то время как на “России” недавно сняли с эфира по причине низких рейтингов сериал с Н.Орейро “Дикий ангел” — здесь явно не испытывают нехватки в сериалах.

Вообще поразительно, как сериалы в 2002 году окончательно изменили все телепространство. С легкой руки знаменитых продюсеров Павла Корчагина и Сергея Скворцова и их “Ментов” сегодня сериалы правят бал. Они для ТВ продукт №1. У кого они есть, кто наладил их производство, тот и в выигрыше (ОРТ, Ren TV), у того рейтинги, успех и будущее. Лет пять назад телекомпании душились в очереди за американским кино — переплачивали, строили козни, — теперь борьба идет за обладание нашим посконным кино.

2002 год — время наибольшего расцвета развлекательного ТВ. Никогда еще отечественного телезрителя не баловали так активно и всеми доступными способами. Но выборы не за горами, и политическая температура будет теперь только расти, в ущерб телезрелищу. Появление Леонтьева после “Времени” на Первом или программа “Вести+” на “России” тому свидетельство. Последнюю, кстати, держат и пестуют в эфире, даже несмотря на весьма скромный рейтинг. Политика теперь не то что раньше — от нее большинство телезрителей “блевать кидат”. От нее больше никто не ждет ничего хорошего. Вот и руководитель главного коммерческого канала Б.Йордан недавно посетовал, что “НТВ был вовлечен в серьезные политические игры и подвергся значительному давлению со стороны различных представителей властей по поводу освещения захвата заложников (на Дубровке)”.

Очень обсуждался на ТВ весь 2002 год вопрос цензуры. И, похоже, властям удалось заменить это неприятное для них понятие на т.н. самоцензуру. Тем более что журналистам все равно некуда деваться. На ТВС, которым заправляет целый колхоз олигархов, попробуй что-нибудь вякнуть не подумав — обязательно какой-нибудь из хозяев будет недоволен. На НТВ, обжегшись на молоке, теперь дуют на воду. “Россия” прячется за стремлением “давать проверенную информацию, соблюдать корректность и точность”.

Прошедший год стал годом показа самых продолжительных рекламных блоков в истории отечественного ТВ. Несмотря на все принятые законы об ограничениях, реклама иногда идет так долго, что можно заснуть. Причем щелкать пультом и прыгать по другим каналам, как раньше, теперь бесполезно — там тоже идет реклама. Рост рейтингов “России” для телезрителей обернулся тем, что на этом канале рекламы больше, чем даже на ОРТ. Доля аудитории и рейтинг “России” значительно выросли за последний год. Первый и НТВ, хотя и не демонстрируют столь блестящих показателей в области “достачи” телезрителей рекламой, тоже не отстают, а НТВ даже опережает. А что же будет в 2003 году, когда, по прогнозам, объем рынка рекламы еще вырастет?

В России снова принято, как в коммунистические времена, обсуждать почины, которые озвучиваются в Кремле. На местах в результате высказываний президента по разным вопросам бытия, в т.ч. по вопросу ТВ, образуются легкие завихрения, берут под козырек, докладывают и... как правило, ничего не делают. ТВ не исключение. Несмотря на все благие пожелания Кремля, спортивное и детское ТВ продолжает умирать. Причем умирать, что называется, по определению. Нет рейтинга — нет будущего. Вот “профукали” с показом даже победу в Кубке Дэвиса по теннису. А иначе и не могло быть. На НТВ высказываются на эту тему так: “Мы строим свой бизнес для того, чтобы делать деньги, а спортивные события сейчас в России не приносят дохода. Даже если кто-то говорит, что будет их смотреть, на самом деле не смотрит”.

С детским ТВ еще проще. Уж на что культовая и вылизанная программа “Спокойной ночи”. Но и она на “России” идет с рейтинговым скрипом, что уж там говорить о проектах попроще. Дети не в состоянии позаботиться о себе, пойти в магазин и купить себе памперсы, поэтому взрослые дяди цинично заявляют: нет, мол, рейтинга, и все тут. С таким же успехом они могли бы сказать, что в стране нет детей.

Все телеканалы как один с упоением борются за аудиторию 18—45. Все высшие менеджеры каналов рассказывают, что именно их смотрит “самая активная часть” населения (читай — платежеспособная). В этой возрастной категории происходят удивительные вещи. Доля “первого развлекательного” канала СТС в конце 2002 года забралась на третье место по стране вслед за Первым и “Россией”. Так что, если хотите узнать, какое ждет нас ТВ будущего, — настраивайтесь на самое легкомысленное зрелище.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру