БЕЗРАССУДНОЕ УБИЙСТВО

О том, что в нашем криминализированном обществе уже давно нет каст неприкасаемых, знают все. Убивают банкиров, губернаторов, ученых и простых смертных. Убивают каждый день, невзирая на служебное положение, количество громких титулов и наличие охраны.

Профессия судьи в своеобразном “поминальном” списке до сих пор считалась достаточно благополучной. Но последние события в столице показали, что и вершители судеб в судейских мантиях не могут чувствовать себя в безопасности. В предновогоднюю ночь на северо-востоке столицы был застрелен судья Владимир Ходырев. При задержании убийцы погиб сотрудник милиции, еще один получил тяжелое ранение. Сам преступник был ликвидирован. Почему и как это произошло? Подробности — у корреспондентов “МК”.

* * *

День тридцатого декабря для московской милиции выдался поистине сумасшедшим. Ночь только наступила, а “на руках” у стражей порядка уже три “расстрельных” убийства. Всем нарядам, занятым на дежурстве в городе, предписано соблюдать повышенную осторожность: в канун Нового года люди порой сами не знают, что творят.

Аналогичную вводную получил и экипаж 2-го отдела вневедомственной охраны Северо-Восточного округа столицы в составе прапорщиков Александра Кутепова, Александра Калитина и Игоря Дубовского. Их зона влияния — Свиблово, Бабушкинский район и Медведково...

Наиболее типичные происшествия для этих мест — пьяные разборки между москвичами. Ничего громкого вроде бы ждать не приходится. Но на сей раз, в последнюю ночь 2002 года, примерно в 1.30 в районе проезда Серебрякова стражи порядка обращают внимание на “Опель-Вектра”. Машин в это время немного, да и водитель иномарки ведет себя странно: медленно, словно на ощупь, едет по дороге в неизвестном направлении.

“Именно что в неизвестном, — рассказывали потом патрульные. — Мы ведь знаем район: домов там нет, только промзона. И пустырь. А уж когда “Опель” на пустыре остановился, мы решили водителя проверить. В таких случаях инстинкт срабатывает автоматически”.

К автомобилю Кутепов и Дубовский подошли вдвоем. Шофер открыл дверь. “Предъявите документы”, — традиционная милицейская команда. Дальнейшие события происходили стремительно. Водитель лезет в карман, тут же в руке что-то сверкает, гремят выстрелы. Кутепов падает замертво, Дубовский хватается за голову — пуля разорвала правую щеку. Уже будучи раненым, прапорщик успевает открыть ответный огонь из автомата. К коллегам на помощь бежит Калитин, трижды стреляет в сторону бандита из пистолета Макарова.

Дернувшись, преступник затих.

На место тут же слетается все милицейское начальство, приезжает прокурор Москвы Авдюков. Убийство сотрудника правоохранительных органов, да еще под Новый год — случай беспрецедентный. Начинается осмотр машины. И тут же становится понятно, почему шофер сразу открыл огонь по блюстителям закона. На заднем сиденье лежал окровавленный труп мужчины в дорогом пальто. Судя по “качеству” пятен крови, его застрелили примерно за полчаса до встречи бандита с милиционерами. Расправились с жертвой жестоко: на теле шесть пулевых ранений и одно ножевое. Нашли документы... Погибший — владелец “Опеля”, 43-летний федеральный судья Измайловского межмуниципального суда Владимир Ходырев.

* * *

Вчера состоялись похороны прапорщика Александра Кутепова. Ему было 28 лет. В милицию Александр пришел шесть лет назад, характеризовался только положительно, получил несколько благодарностей. “Человек мягкий, порой даже чересчур”, — вспоминают сослуживцы. Не так давно Кутепов женился второй раз. От первого брака у него остался ребенок.

Все эти дни “в верхах” шел “разбор полетов”: правильно ли поступили сотрудники вневедомственной охраны при проверке документов? Если бы стражи порядка вывели незнакомца из авто, заставили положить руки на капот, обыскали... С другой стороны, машина приличная, водитель тоже не похож на бомжа... Так что патрульные решили действовать сначала по “мягкой схеме”. И едва ли их можно винить за это.

* * *

Пока детективы исходят из того, что Ходырева убил именно тот человек, который чуть позже расстрелял милицейский наряд. Это А.Халтурцев, 1960 года рождения. “Отвратительный тип”, — делятся впечатлениями милиционеры. Ранее неоднократно судимый (последний раз за разбой), он освободился сравнительно недавно и, естественно, вел далеко не праведный образ жизни. Круг его интересов — проститутки, такие же “отморозки”, как и он сам, мелкая уголовная шпана... Что могло связывать Халтурцева с судьей?

Первая версия — месть за то, что именно Ходырев помог в свое время рецидивисту отправиться за решетку. До того как надеть мантию в 1993 году, Ходырев работал в милиции, следователем Первомайского РОВД. Сейчас сыщики проверяют все дела, которые вел покойный — и как оперативник, и как служитель Фемиды. Но сами они в эту гипотезу не очень-то верят. У Халтурцева не одна ходка, полно врагов и в милиции, и в судах, поэтому маловероятно, чтобы он решил отомстить какому-то конкретному представителю закона. К тому же Ходырев, хотя и рассматривал уголовные дела, в основном занимался бытовыми убийствами, рядовыми разбоями, т.е. не слишком резонансными делами (районные суды такими не занимаются).

Вторая версия — убийство с целью завладения автомобилем. Правда, и у этого предположения больше аргументов “против”, чем “за”. Ходырев никогда не подвозил случайных попутчиков. Опять же едва ли автограбитель стал бы всаживать в жертву шесть пуль.

Третья версия — случайная связь судьи со своим палачом. Установлено, что Ходырев сдавал жилплощадь двум молодым особам, причем обе, мягко говоря, не отличались примерным поведением и регулярно водили в квартиру кавалеров. Естественно, судью такое положение дел не устраивало. А вечером 30-го Ходырев предупредил родных, что заедет после работы на деловую встречу. По неофициальной информации, это как раз и было свидание по квартирному вопросу: Халтурцев знал одну из девиц и намеревался от ее имени поговорить с хозяином жилья по-мужски. Как именно завершился этот разговор, известно — расстрелял судью в салоне его автомобиля. А потом повез на заброшенный пустырь, чтобы избавиться от трупа. Но вместо этого нашел там свою смерть.

Впрочем, все эти выкладки уместны лишь в том случае, если экспертиза подтвердит факт убийства Ходырева из пистолета “ТТ”, изъятого у Халтурцева. По маркировке пули совпадают, но это еще ни о чем не говорит. А когда предположения сыщиков будут подтверждены справкой экспертов, дело о предновогодней перестрелке в Свиблове скорее всего закроют.


Из досье “МК”.
УБИЙСТВА СУДЕЙ В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ

30 августа 1996 года — в здании Останкинского нарсуда убита судья Ольга Лаврентьева. 26-летнюю женщину зарезал инвалид, за сутки до этого оштрафованный ею за торговлю в неположенном месте.

14 июня 2000 года — в Дмитровском районе Подмосковья убит судья Московского окружного военного суда Олег Солодовников. Убийство совершено с целью ограбления. Четверо преступников пойманы и осуждены.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру