ТУРИСТИЧЕСКОЕ ПОПАДАЛОВО

11 января 2003 в 00:00, просмотров: 426

Вы прибыли из экзотического новогоднего тура и уже навострили лыжи к юристу, чтобы пожаловаться на нерадивых турбизнесменов, которые не организовали обещанный сервис? Вы просто в негодовании от того, что полотенце было грязное — его не меняли в течение всего отдыха, а вид из окна вообще напоминал... родину? Дышите глубже: опытным юристам ваши жалобы покажутся детским лепетом. Обо всех хитросплетениях Фемиды в туристической области мы попросили рассказать генерального директора ведущего юридического агентства Москвы Георгия Мохова.


— Специфика турбизнеса заключается в том, что услуги предоставляют одновременно несколько служб, — комментирует Георгий Мохов, — авиаперевозчики, работники отеля, экскурсоводы, чиновники визовых отделов. Это целый комплекс услуг. Туристическая компания их только формирует. Ни одна туристическая компания не в состоянии контролировать всю цепочку. Поэтому невероятно высок риск невыполнения договорных обязательств.

Чаще всего путешественников надувают в странах “массового” туризма — Египте, Турции, Испании. Турбизнесмены не справляются с несметным количеством отдыхающих. По той же причине могут “попасть” туристы и в других странах, но в “горячие” деньки — Новый год, майские праздники, в августе. За прошедшие рождественские праздники, по самым скромным подсчетам, наших граждан “кинули” пять турфирм. Путешественники оплатили стоимость путевки, но лететь оказалось некуда: бедолаг нигде не ждали и вообще о таких фирмах и слыхом не слыхивали. Концов найти не удалось: бизнесмены будто бы растворились в воздухе.

Но такие случаи — крайность. За которую, как показывает практика, спросить некого. Жалобы, с которыми идут в суд, можно разделить на три направления: авиаперелет, проживание и сервис.

* * *

Проблемы с авиаперелетом самым жестоким образом бьют по настроению и карману туриста под Новый год. При задержке рейса на несколько часов путешественники теряют самое дорогое, что может быть в этот праздник, — оплаченный торжественный ужин в отеле, да и сам бой курантов в полночь. Но задержка рейса, оказывается, не самое страшное. Беда вплотную подбирается в том случае, если рейс отменяют вовсе. Путешественники бегают с выпученными глазами и не знают, куда пойти, куда податься.

— В этом случае необходимо, — комментирует Георгий Мохов, — на билете поставить отметку об отмене рейса и, если решили отправиться в тур самостоятельно, купить повторно билет. Но самое главное — сохранить все платежные документы.

Однако не раскатывайте губу: не думайте, что в этом случае ваши затраты будут компенсированы. Попытаться, конечно, можно, даже нужно, по крайней мере у вас есть документальное подтверждение произошедшего. Но результат... судите сами. Воздушный кодекс РФ гласит: “Любая техническая опасность рейса, даже опасность этой технической опасности позволяет авиакомпании рейс отложить или отменить”. Как видите, уйти от выплаты ущерба элементарно. Так что пусть рейс задерживается и на два, и на три часа, лишь бы вовсе не облапошили, как в 2000 году. Тогда, 30 и 31 декабря, в здании московского аэропорта сходили с ума от отчаяния сотни людей: отменили четыре рейса! Новый год бедолаги-тюменцы пожелали встретить на экзотическом Бали... Разъяренные пострадавшие “из-под земли” достали директора авиакомпании и заставили лично проставить на каждом билете отметки: “Рейс не состоялся из-за отсутствия транспортных средств”. Благодаря этой отметке юристы смогли разделить ответственность между турфирмой и авиакомпанией и выплатить ущерб пострадавшим.



* * *

Вам все-таки повезло, и вы добрались до заветного курорта? Расслабляться не стоит: могут не предоставить обещанное жилье. Еще повезет, если номера в отеле окажутся свободными — места можно будет забронировать самим; но в “горячие” деньки их не окажется точно. Тогда туристов селят в свободные гостиницы, где-нибудь на отшибе. Еще смешнее, прямо до слез, когда сперва путешественников с распростертыми объятиями принимают в отеле, который пообещала турфирма, а по окончании отдыха, когда в кошельке не наберется и трех сребреников, просят... оплатить проживание. Турист — в недоумении. Как же так, ведь он оплатил жилье через турфирму?! А в гостинице об этом слышат впервые...

— Ответственность лежит на турфирме, — рассказывает Георгий Мохов, — только в том случае, если составлен договор, в котором прописано все, до последней детали.

Один из обманутых туристов обратился в суд. Жалоба — предоставлен отель не той категории, который был заявлен в путевке. Его тур стоил 1000 долларов. Суд признал вину организаторов поездки и понизил стоимость тура на 50 процентов (до 500 долларов). Но реально ему выплатили лишь 200 у.е. — вычли стоимость тех апартаментов, в которых он жил. Все деньги (500 “зеленых”) обидчику отдали бы только в том случае, если бы он не согласился на замену.



* * *

Но самые распространенные “обломы” — сервис. Его оценка, как правило, основывается на эмоциях. По статистике, такие жалобы имеют правовую оценку лишь в 30 процентах из ста. А все потому, что отдыхающие и не думают фиксировать нарушения их прав на месте. А надо бы! Если в отеле не меняли в течение всего отдыха полотенца — потребуйте справку у администрации апартаментов. Если гостиница расположена не в двух шагах от моря, а в двадцати двух — припасите замеры расстояния от местных властей. Если вид из вашего окна на помойку — потребуется фотография этой экзотики. И с чемоданом документации можно смело отправляться в суд. Моральный ущерб — до десяти тысяч рублей. Кстати, такая “баснословная” сумма стала выплачиваться пострадавшему только в последние пару лет. До этого судьи ограничивались двумя-тремя штуками “деревянных”.

Ну что, вы еще не передумали отправляться в дальние страны? Да, кстати, если желание пропало, а вылет уже через пару дней, то и не надейтесь, что вам вернут деньги! Вот если бы пришли к такому решению месяца два назад, то, может быть... процентов пятьдесят и подсластили бы горькое существование. А так... увы!

P.S. Специальный закон, который защищал бы права туристов, в нашей стране отсутствует. Такой ситуации нет ни в одной цивилизованной стране мира. В Государственной думе готовится проект федерального Закона о туризме. Он был представлен еще в прошлом году, но в совершенно “сыром” виде. Чтобы привести его в должный вид, потребуется не один год кропотливой работы. А к тому времени он уже просто устареет...






Партнеры