НАШИ ШКОЛЬНИКИ РАЗУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ

14 января 2003 в 00:00, просмотров: 187

PISA бродит по Европе. Министр образования Дании из-за нее ушел в отставку. В Германии правительство испугалось так, что срочно выделило на поправку образования 4 миллиарда евро. PISA — одна из программ ОБСЕ (The OECD Programme for International Student Assessment): международные эксперты раз в три года проверяют и оценивают качество знаний молодежи. Но не сухую теорию, а то, как умеют применять на практике навыки, полученные в школе, 15-летние подростки. В этом году “проверка на вшивость” вновь ожидает юных россиян.


В 2000-м по международной программе оценивали знания тинейджеров 28 стран-участниц ОБСЕ, а также Бразилии, Китая, Латвии и России. Под “раздачу” попали 265 тысяч подростков. Эксперты выясняли, насколько 15-летние подготовлены к выходу в жизнь, умеют ли они рассуждать, анализировать ситуацию и эффективно воплощать свои идеи. Испытуемым были предложены тесты по трем направлениям: чтение, математика и естественные науки. Умения подростков оценивали по 5 уровням.

По чтению не спрашивали, кто написал “Анну Каренину”. Эксперты ставили своей задачей выяснить, насколько глубоко подростки понимают смысл текста, умеют ли пересказывать, способны ли анализировать прочитанное и давать свою оценку. В качестве материала для размышления предложили рассказ, письмо в Интернете и даже информацию, представленную в виде диаграммы.

Самой простой задачкой по математике была следующая: пользуясь графиком движения гоночной машины, определить, на каком участке трека скорость болида оказалась самой маленькой. Для “средних умов”: дано геометрическое изображение сарая в форме пирамиды. Определить площадь сарая. И, наконец, самое сложное. В саду надо посадить яблони и защи- щающие их от вредителей хвойные деревья и просчитать, кто размножится быстрее.

В естественно-научном тесте предлагалось ответить: почему в больницах, чтобы избежать инфекции, кипятят простыни; что в проблеме озоновых дыр — от науки, а что — от политики; на основе дневниковых записей врача XIX века опровергнуть теорию, что землетрясения влияют на смертность от родовой лихорадки.

Выяснилось, что половозрелые детки везде читают одинаково плохо, потому что не любят читать вообще. Большинство способны пересказать один абзац или, в лучшем случае, отрывок. Осмыслить художественное полотно в целом — удел немногих. Уровни “пятерочных” знаний отличников разных стран сильно отличаются друг от друга, но лидерами учебы везде без исключения являются девочки. Мальчики читают в основном комиксы, газеты и интернет-страницы, в то время как их ровесницы предпочитают романы. Однако мальчики легче применяют на практике новый материал, смелее апробируют его. Хуже навыки у тех ребят, кто растет в неполной семье, и тех, кто живет не в столицах. Лучше — у детей из богатых семей, но таких, где с ранних лет втолковывают, как добиться успеха в жизни.

Результаты российских подростков (особенно из сельских школ и ПТУ) оказались, к сожалению, довольно низкими. Даже по математике мы стали всего лишь 22-ми, пропустив далеко вперед практичных японцев, корейцев, финнов... Еще хуже обстоят дела с тестами по чтению. Меньше 5 процентов наших ребят справились с высшим, 5-м уровнем. Меньше половины юных россиян дошли до третьего уровня, в итоге — “почетное” пятое место от конца (первыми стали финны, канадцы и жители Новой Зеландии). Такая же безрадостная картина — с естественно-научными тестами. По общему результату Россия оказалась в хвосте, в одной компании с Бразилией, Латвией, Мексикой и Португалией.

Возможно, проблема в том, что проверка проводилась в виде тестов, а российские старшеклассники не привыкли с тестами работать. Их западные сверстники справляются с такими заданиями значительно лучше. А ведь через год всех отечественных школяров ожидает Единый госэкзамен, проводимый только в виде письменных тестов... Во-вторых, наши старшеклассники не всегда умеют работать самостоятельно. Привычка делать все, как учитель, оказалась пагубной: многие не смогли справиться с простейшими заданиями именно потому, что их не научили в школе думать своей головой.

Тогда, в 2000 году, в России выбирали президента. Было как-то не до будущих поколений... А вот в Германии результаты PISA вызвали настоящий шок. Взволнованная общественность потребовала разобраться. Местное ТВ тут же начало потчевать добропорядочных бюргеров школьными репортажами. Вот типичная средняя “шуле”: утро, но в классе сидит всего несколько человек. Позевывая, они смотрят в окно, на доску — ноль внимания. Учитель спрашивает домашнее задание. В ответ — сплошные “не знаю”, “не выучил”... На уроке истории преподаватель задает вопрос: “Кто был последним руководителем ГДР?” Ответы: “Кажется, Гитлер...” В большинстве немецких учебных заведений педагоги давно уже не вызывают детей к доске и не заставляют их учить закон Ома или теорему Ферма. Действительно, зачем забивать голову ерундой, когда есть Интернет?..

Вот и фонвизинский Митрофанушка недоумевал: “Зачем учить географию, когда есть извозчики?..” В XXI веке этот сакраментальный вопрос неожиданно оказался актуальным не только для российских недорослей, но и для школьников “просвещенной” Европы.

Впереди нас ждет очередная PISA...



    Партнеры