КАТАСТРОФА C КАЛЬКУЛЯТОРОМ

21 января 2003 в 00:00, просмотров: 405

На излете ельцинской эры одной из самых тяжелых проблем России было всевластие губернаторов. Иногда создавалось впечатление, что авторитет федерального центра не выходит за пределы Садового кольца. С приходом к власти ВВП воеводские шалости быстро ушли в прошлое. Но возможно, что в некоторых случаях “путинское лекарство” оказалось опаснее самой болезни. Именно так, например, считает независимый депутат Госдумы Владимир РЫЖКОВ. По его мнению, нынешняя коммунальная катастрофа — это прямое следствие политики центра последних лет.

— Владимир Александрович, как вы можете доказать этот ваш тезис? — Нынешняя коммунальная катастрофа была отнюдь не неизбежной. Ведь в последнее время в стране появились деньги. За четыре минувших года объем федерального бюджета вырос с 25 до 73 миллиардов долларов. Почему же катастрофа все-таки произошла? Формально именно местные власти ответственны за состояние ЖКХ.

Но реальные причины катастрофы в другом. Одним из главных результатов федеративных реформ последних лет стало фантастическое обнищание многих региональных бюджетов. Большую часть денег губернии теперь вынуждены отдавать в центр. Возьмем, например, замерзающую сейчас Республику Коми. Пять лет тому назад 76% ее доходов оставалось в республике. Но в 2000 году в Коми осталось только 57% доходов, год спустя — 48%, еще через год — менее 40%... Такая же картина везде. При Ельцине доходы между федеральным и региональными бюджетами распределялись в пропорции 50 на 50. Сейчас это соотношение выглядит как 63 на 37.

— Но, может, главная причина кризиса все-таки в том, что сейчас коммунальная инфраструктура окончательно обветшала? Неужели на содержание ЖКХ сейчас выделяется меньше денег, чем в 1998 году?

— Конечно, общая изношенность коммунальных сетей — это тоже одна из основных причин кризиса. Но вот была ли у местных властей возможность исправить ситуацию? Ведь возможности региональных бюджетов упали даже по сравнению с кризисным 1998 годом. Типичной является ситуация в моем избирательном округе в Барнауле. Пять лет назад статьи бюджета, связанные с поддержанием в приличном виде городского хозяйства, финансировались на 30—40%. Сейчас — только на 11%.

И на подобном фоне федеральные структуры в Барнауле просто купаются в деньгах. Одна из этих организаций сейчас, например, затеяла строительство роскошного восьмиэтажного здания в форме корабля. Еще одна важная вещь. Кризис ЖКХ — это только надводная часть айсберга. 65% школ и 60% больниц страны финансируется именно через местные бюджеты. Их дальнейшее обнищание неизбежно.

— Если давать общую оценку путинских федеративных реформ, они, по-вашему, принесли больше пользы или вреда?

— Польза в том, что политические режимы в регионах сейчас стали более открытыми. Федеральные структуры на местах типа милиции, прокуратуры или ФСБ при Ельцине очень часто подчинялись Москве лишь на словах. Сейчас эти организации вернулись в строй. Восстановление в России единого правового пространства — это безусловная заслуга Путина. Еще один положительный момент — разрушение экономических барьеров между регионами.

Но негативных результатов тоже очень много. Выстроенная вертикаль власти сейчас вышла из-под всяческого контроля. Уровень коррупции в федеральных структурах в регионах сейчас гораздо выше, чем четыре года тому назад. Налоговики, таможенники, милиционеры сейчас никого не боятся и никому не подчиняются. Москва далеко. А губернаторы лишились рычагов воздействия. Что же до президентских полпредств, то они так и не смогли превратиться в реальные властные центры.

Очень плохо и то, что регионы фактически потеряли Совет Федерации. Сенаторы сегодня лояльны прежде всего Администрации Президента, а не тем, кого они официально представляют. Это привело к тому, что центр перестал чувствовать ситуацию в регионах. Обратная связь с провинциями разрушена. Именно поэтому Москва постоянно сталкивается с неприятными сюрпризами.

— Сейчас много говорится о возможности возвращения к назначаемости губернаторов. Что вы об этом думаете?

— Назначаемость губернаторов антиконституционна. В основном законе ясно написано, что источником власти в России является народ. Кроме того, подобная система власти просто неэффективна. Об этом ясно свидетельствует опыт первых лет ельцинского правления.

А вот многие реформы, предлагаемые сейчас замглавы кремлевской администрации Дмитрием Козаком, действительно назрели. Например, Козак открыто признает, что местные бюджеты обескровлены. И что доходы региональных властей надо резко увеличить. Другое дело, что для осуществления всех этих реформ требуется время.


Читайте в сегодняшнем номере "МК" другие материалы рубрики "ИГРЫ ПАТРИОТОВ":
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ

ДИНОЗАВРЫ УХОДЯТ...



Партнеры