МЕЗАЛЬЯНС НА НЕВЕ ЧРЕВАТ... УСПЕХОМ

22 января 2003 в 00:00, просмотров: 416

Первая ласточка Чеховского фестиваля обосновалась на берегах Невы. Здесь, в БДТ им. Товстоногова, в минувшие выходные представили проект “Жорж Данден” Мольера. Режиссер — француз (знаменитый Жак Лассаль). Актеры — российские. Эта российско-французская “ласточка” оказалась настолько важной птицей, что собрала много VIP-персон.

Худрук БДТ и гордость Санкт-Петербурга Кирилл Лавров на свою премьеру принимал губернатора города Владимира Яковлева, министра культуры Михаила Швыдкого, посла Франции г-на Клода Бланшмезона, представителей Французского культурного центра Москвы и Северной Пальмиры, а также президента Конфедерации театральных союзов Валерия Шадрина, замутившего эту мольеровскую историю в Санкт-Петербурге.

Открывшиеся декорации с самого начала заявили правила игры, на которые явно не настраивался зал. Живописные деревья, дома в стиле старинных гобеленов в пастельных тонах от художника Эдуарда Кочергина не грешили яркими излишествами и навевали скорее романтическую печаль, нежели предощущение буффонады и фарса — верного спутника комедий Мольера. А тут еще и депрессивный монолог крестьянина Жоржа Дандена (артист Валерий Дегтярь) о положении, в которое он попал, — женился на дворянке и теперь пожинает горькие плоды социального неравенства. Супруга Анжелика (Александра Куликова) крутит шуры-муры с молодым соседом-вертопрахом виконтом Клитандром, ее родители презирают неотесанного зятя, а зять с завидным постоянством пытается предъявить родителям компромат на их собственную дочь. Ситуация повторяется трижды: Данден ловит изменницу за руку, приводит родителей, но та сухой выходит из воды. Глупее ничего не придумаешь, если бы... не многослойный текст Мольера, где примитивная ситуация соседствует с, например, современным монологом, украсившим бы любое феминистское собрание.

И в этом — сложность и, кажется, невозможность современного прочтения старых, “примитивных” сюжетов. Однако Жак Лассаль, в чьем портфолио — несколько постановок по Мольеру, увел “Жоржа Дандена” с привычной колеи, сознательно отказавшись от выигрышных комедийных и фарсовых красок. Точнее, не отказался, а свел к минимуму: комедийную линию держат слуга Любен (Ян Цапник) и родители Анжелики — господин и госпожа Сотанвиль (Геннадий Богачев и Марина Игнатова). У каждого из них своя маска: простак-болтун, надутый индюк и испуганная, но трогательная цыпа. Однако усугублять масочную историю режиссер, судя по всему, не намерен и комедийную разминку скрещивает с подлинно драматическими страстями. Похоже, что именно на контрапункте Лассаль строит своего Мольера, отчего комедиограф выходит печальным, с грустинкой в комедийном обрамлении.

Во втором акте есть сцена, которая, по сути, может служить отмычкой к Мольеру Лассаля, — объяснение одураченного мужа с супругой. За банальными обвинениями в неверности и взаимными упреками вдруг начинает проступать та грань, которая может вдруг перевернуть пошлейшую ситуацию и проявить подлинные чувства, возможность любви, которую так ищут и крестьянин, и хорошенькая дворянка. Причем тон, которым говорит Данден, больше пристал сломленным героям, чем мужу-рогоносцу на котурнах. Возникает та магия искусства, когда одно состояние переходит в другое. Однако Мольер разрушает возникшую надежду любви жестоким хохотом служанки Анжелики — Клодины (Татьяна Аптикеева).

И здесь заложена еще одна интрига, вполне возможно, не предусмотренная автором, но проявленная режиссером. В финале спектакля, когда Данден в отчаянии непонимания бросится в колодец, а потом вынырнет, Клодина будет бегать за ним, цепляться за его мокрые портки, обнаружив тем самым давно скрываемую любовь. Это раскрывшееся обстоятельство извиняет ее крикливость и необаяние в первом акте. В этот момент думаешь, что у этой пары мог бы быть вполне равный брак и что режиссер — мастер жестокости: ради своего замысла он лишил актрису всяческого обаяния.

И еще одно: спектакль, появившийся в репертуаре БДТ, настолько же стильный, как и опасный. И прежде всего с точки зрения актеров, для которых перекос в комедию или трагедию чреват завалом. Однако новое поколение БДТ пока держит баланс и набирает обороты в достаточно непростом, но очень элегантном совместном предприятии.






Партнеры