КТО В МОСКВЕ ГОТОВ К ТЕРАКТАМ

23 января 2003 в 00:00, просмотров: 180

Перед самым Новым годом, 27 декабря, начиненный взрывчаткой грузовик уничтожил в Грозном здание чеченского правительства. Теперь спецслужбы сообщают, что новые подобные мегапреступления могут готовиться и в Москве.


В принципе фугасы, заложенные в машины и в грузовики, использовались и используются для диверсий многими террористическими и сепаратистскими движениями в мире — в Северной Ирландии, в Испании, на Корсике, в разных странах Ближнего Востока, в Африке. Но около важного правительственного или военного объекта трудно беспрепятственно припарковать машину и тем более грузовик, уйти подальше, а потом только нажать на кнопку: наружная охрана скорее всего среагирует раньше. В восьмидесятые, в ходе ожесточенной войны в Ливане, родилось более грозное управляемое оружие: грузовик с тонной, а то и более, взрывчатки и с водителем-смертником за рулем, который не пытается незаметно подъехать и припарковаться, а таранит цель и взрывает заряд.

В 82-м израильские войска вторглись в Ливан, и руководитель палестинцев Ясир Арафат вместе со своими сторонниками вынужден был бежать из страны. В Бейрут и его окрестности были введены западные миротворцы (американцы, французы и итальянцы). США стали активно укреплять прозападное ливанское правительство, и вскоре начались вооруженные столкновения с силами местных исламских радикалов, а также с сирийскими войсками.

Непосредственно на поле боя американцам противостоять было трудно: они использовали мощное оружие, в том числе 16-дюймовые орудия главного калибра линкора “Миссури” (снаряды весом в 1500 кг, дальность — до 40 км) для обстрела позиций сирийцев и их союзников. Но нашелся и на пушки “Миссури” ответ: 23 октября 83-го боевик-самоубийца из шиитской организации “Хезболлах” на грузовике со взрывчаткой протаранил штаб-квартиру американской морской пехоты вблизи международного аэропорта Бейрута.

Тогда погиб 241 американец, и этот теракт в корне изменил обстановку в регионе. Президент Рональд Рейган практически сразу принял решение вывести из Ливана войска, и через несколько недель, в феврале 84-го, они ушли. Израильтяне отступили на юг Ливана, где тоже не раз подвергались нападениям боевиков-смертников “Хезболлаха” и тоже несли тяжелые потери. В 2000-м Израиль ушел с последнего клочка ливанской территории — так называемой “зоны безопасности”, и силы “Хезболлаха” вышли непосредственно к границе еврейского государства.

Если грузовик со взрывчаткой начал движение — его гарантированно может остановить только неодолимое физическое препятствие. После трагедии в Бейруте американцы начали устанавливать системы защиты от грузовиков с водителями-смертниками вокруг важных объектов. В центре Москвы, к примеру, вдоль фасада здания американского посольства стоит заграждение из метровых бетонных блоков.

На въездах на охраняемую территорию устанавливают ворота с мощными решетками и со скрытым подземным барьером-ловушкой. Если КПП пытается проскочить подозрительный автомобиль, барьер мгновенно выдвигается, ломая днище нарушителя и фиксируя его на месте. Барьер и стальные ворота контролирует охранник, находящийся в укрытии за пуленепробиваемым стеклом.

Конечно, если грузовик с бомбой весом в тонну и более взорвется даже за пределами бетонного забора, то жертв не избежать. Но их все же будет меньше, чем если бы подрыв случился непосредственно под стенами. В июне 96-го, ночью, когда все спали, террорист-смертник из организации Усамы бен Ладена взорвал грузовик около американского жилого военного комплекса “Хобар Тоуерз” в Дахране в Саудовской Аравии — погибло 19 военнослужащих, но много больше все же выжило.

В Чечне, в Аргуне, в 2000-м первая в Европе атака террориста-смертника на начиненном взрывчаткой грузовике уничтожила базу ОМОНа. Но, похоже, это нападение сочли единичным эпизодом и к следующему — в Грозном — не были готовы. Теперь театром подобных нападений может стать Москва — и вновь никто явно не готов...

Настоящая, продуманная защита от управляемых грузовиков со взрывчаткой есть в Москве только вокруг американского и, естественно, израильского посольств. Кремль, правда, защищен своими древними крепостными стенами, а вот остальное, в том числе и комплекс зданий президентской администрации, — практически никак. Вокруг Генштаба на Арбатской площади в течение последнего года, при министре Сергее Иванове, возвели некую стенку, но в ней полно дыр, в том числе со стороны станции метро, расположенной в том же здании. Думу в рабочее время защищают с фасада только бесконечные ряды депутатских лимузинов — впрочем, кому она нужна, если вокруг столько других, более лакомых кусков?..

Если Госстрой под начальством Николая Кошмана срочно не озаботится размещением немалых избытков имеющихся в стране бетонных блоков вокруг особо важных столичных объектов — остается только надеяться на нашу милицию и спецслужбы, что они вычислят и вовремя остановят грузовик со взрывчаткой.

Но спецслужбы за почти десять лет противостояния чеченским сепаратистам так и не смогли пока внедриться достаточно глубоко в их среду, а милицейские, известно, за сравнительно малую мзду готовы при случае закрыть глаза на что угодно. В Грозном, где на каждом шагу блокпост, — и то не справились. Кроме того, по Москве каждый день передвигаются миллионы машин; если каждую всерьез проверять — всякое движение вовсе остановится, а вместе с ним — экономическая жизнь столицы и страны.

В 83-м в Бейруте один взрыв изменил ход истории. Некоторые из тех, кто его готовил, живы, процветают и передают свой опыт другим бойцам. А тотальное отечественное разгильдяйство явно дает шанс попытаться изменить ход событий на Кавказе одним мощным ударом...




    Партнеры