ЛЕДНИКОВЫИ ПЕРИОД

24 января 2003 в 00:00, просмотров: 568

Вступать в дискуссию с читателями, даже депутатами — не главная задача журналиста. После моей заметки, посвященной позиции партии “Яблоко” по вопросу ЖКХ, в редакцию пришло письмо от Сергея Митрохина, члена фракции “Яблоко” в Госдуме. Дискуссию можно было бы, наверное, не начинать. Но так как заметка в “МК” была критической, яблочники имеют право на слово. Полностью ответ Митрохина только по соображениям размера материала мы не публикуем, но все концептуальные вещи попытались сохранить.

“В минувшую пятницу “МК” опубликовал статью А.Будберга “2,5 года на смену 500 дням”, в которой он обрушился на фракцию “Яблоко” за отказ поддержать правительственный проект реформы ЖКХ. Главная мысль автора: правительство право в стремлении заставить население оплачивать 100% коммунальных услуг. А те, кто с этим не согласен, — “популист” и “преступник”. Честно говоря, жаль талантливого журналиста, ставшего жертвой официальной пропаганды... Работа над альтернативной концепцией реформы идет уже два с половиной года, мы регулярно обращали внимание на необходимость коренного изменения подходов к трансформации коммунального хозяйства. К сожалению, для начала серьезного обсуждения понадобился общенациональный кризис. Когда замерзает двадцать регионов, трудно сделать вид, что ничего не происходит. Теперь предстоит перейти от разговоров о реформе к конкретным действиям.

Для тех, кто плохо представляет, о чем идет речь, поясню: установить 100% квартплаты в Москве — значит, увеличить ее по сравнению с нынешним уровнем в 2 раза. Интересный вопрос: а что же произойдет с квартплатой после достижения планки 100%? Позвольте, возмутится потребитель, какие могут быть вопросы? Сказано 100, так 100! Как законопослушный гражданин, я, кряхтя, заплачу, но с этого момента ни копейкой больше! И глубоко ошибется. Дело в том, что это только здравый смысл подсказывает, что 100% — это в 2 раза больше, чем сейчас. Изощренный интеллект власти считает по-другому: 100% — это столько, сколько коммунальщикам нужно в текущий момент времени.

Прав А.Будберг, когда говорит, что без реформы ЖКХ Россия развиваться не может. Согласно этой логике, он должен поддерживать именно “Яблоко”, предлагающее реальные реформы, а не фискальные мероприятия правительства, которые с реформами ничего общего не имеют. Мы убеждены: на первом этапе коммунальной реформы нельзя повышать квартплату, ведь это только развращает монополистов. Вместо повышения тарифов для населения нужно освободить от налогов частные фирмы, которые составят конкуренцию ожиревшим в своей бесконтрольности ДЭЗам, ЖЭКам, РЭУ и заставят их “крутиться”.

Что касается естественных монополий (теплосети, водоканалы), то управление ими нужно отдать по итогам конкурса тем компаниям, которые предложат условия, наиболее выгодные для потребителя. Государство также должно размещать на конкурсной основе заказ на услуги для своих контор и бюджетных учреждений. Кроме того, нужно жестко контролировать тарифы монополистов.

Нельзя сегодня и сокращать дотации в ЖКХ. Только направлять их нужно на подготовку ЖКХ к рыночным условиям: установить временные льготы для тех жильцов, которые ставят счетчики, вступают в товарищества собственников жилья, без которых невозможен эффективный контроль за коммунальными службами”.

Когда начинается разговор по существу, доводы типа “сам дурак” перестают убеждать. Господин Митрохин, прислав отзыв на мою заметку длиннее, чем сама заметка, решил начать такой разговор. И на примере споров вокруг реформы ЖКХ мне тоже хотелось бы объясниться — почему ни при каких обстоятельствах не буду голосовать за “Яблоко”.

Для того чтобы понять, в чем основные проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве, необходим короткий экскурс в историю. Огромная отрасль живет в условиях недофинансирования с начала перестройки. Уже пятнадцать лет трубы гниют, оборудование разрушается без всякой надежды на ремонт и замену. И если посмотреть, как развиваются события, то становится очевидным — надежность коммунальных систем равна нулю. В зиму 1999/2000 года в стране замерзало три региона, в 2000/2001 — шесть, через год — одиннадцать, сейчас — двадцать.

Кто виноват? Отрасли необходимо около 600 млрд. рублей в год. То есть — около 20 млрд. долларов. Строго говоря, источников финансирования всего два. Это платежи населения и бюджеты всех уровней. Сейчас сложилось равновесие — население кряхтит, но платит половину. Бюджеты — не кряхтят, но и не платят. Местные органы самоуправления, на которых сидит львиная часть затрат, просто не имеют денег. Как следствие — каждый год страна замерзает все больше и больше.

Переломить ситуацию необходимо. Еще в 1997 году в правительстве были разработаны основные принципы реформы, которые ничуть не изменились за пять лет. Этих принципов всего пять.

1. Необходимо провести полную финансовую проверку так называемых “коммунальных монополий” — ТЭЦ, котельных, водоканалов и т.д. Если на район одна теплостанция, то конкуренция невозможна в принципе. Но можно проследить, как расходуется топливо, сколько угля грузится “налево”.

2. Постепенно снижать дотирование сектора ЖКХ и освободившиеся деньги тратить на адресную помощь наиболее бедным. Если равномерно финансировать весь коммунальный сектор ЖКХ, бюджетные деньги распределяются в пользу богатых. Так как потребление состоятельных граждан выше. И при автоматическом подходе дотировать им приходится больше.

3. Сдача теплосетей в концессию с условиями замены труб и оборудования и соблюдения тарифного соглашения. Если денег нет, их надо привлечь. Но концессионеры, которые и принесут свои денежки, не должны иметь права повышать цены на услуги быстрее заранее оговоренного темпа роста тарифов.

4. Рост тарифов должен соответствовать росту доходов населения. Должна быть установлена ясная пропорция между тем и другим.

5. Господдержка энергосберегающих технологий.

Теперь вернемся к программе “Яблока”, которую они “вынашивали” два с половиной года. Конечно, очень приятно и предлагать, и читать, что нельзя повышать квартплату. Но, к сожалению, квартплата — вопрос вообще не принципиальный. В общем коммунальном тарифе она составляет в среднем всего 3%. Еще 7 — цена холодной воды. Обслуживание территории, уборка, крыши, антенны — еще от силы 15. Более 75% тарифа — это горячая вода и тепло. Поэтому — стабильность квартплаты на самом деле не решает ничего.

Если говорить по существу, то из всех красивых предложений явлинцев, которые бы не сводились к пяти принципам правительства, можно четко выделить только два. Необходимо освободить от налогов частные фирмы, занимающиеся обслуживанием населения. И вдвое понизить тарифы собственникам жилья, вступившим в жилищные товарищества. Эти пункты и стоит разобрать отдельно.

Полное освобождение от налогов на некоторые виды деятельности в нашей стране уже практиковалось. Для поднятия спорта, например, от налогов был освобожден национальный фонд спорта. Кончилось все миллиардным воровством и десятком-другим заказных убийств. Спорт почему-то так и не поднялся. Для развития города Байконур малые предприятия, зарегистрированные в нем, получили льготы. После чего все нефтяные гиганты зарегистрировали там фирмочки из двух человек, которые формально и стали владельцами всей добываемой и перерабатываемой в России нефти. Байконур в Нью-Йорк не превратился, хотя из бюджета на его развитие “ушли” десятки миллиардов, недополученных в виде налогов.

Освобождение от налогов фирм, занимающихся жилищно-коммунальным хозяйством, приведет к чудовищному размаху экономической и уголовной преступности. Конкуренция при этом заметно не возрастет. Ведь в сфере, где крутятся 75% жилищных денег, она практически невозможна. ТЭЦ, как уже отмечалось, в районе, как правило, одна-единственная.

Теперь про жилищные товарищества. Идея понятна: повышается ответственность граждан. Товарищества должны взять на себя заботу о поддержании собственного “кондоминиума”, сами определят, с кем выгодно заключать договора, а с кем — нет. “Разжиревшие” РЭУ разоряются и исчезают, мелкий бизнес растет — торжество европейской модели. Однако в жизни все будет по-другому. Узнав, что после вступления в товарищество можно будет платить в два раза меньше, в течение полугода в них вступит огромное большинство жителей страны. После чего население будет абсолютно законно тратить на поддержание коммунального хозяйства не 300 млрд. рублей, как сейчас, а 150. Соответственно, государство, которое не в состоянии заплатить и 300, должно будет немедленно выложить 450. Притом что огромное большинство жилтовариществ наверняка останется фиктивными и никакой ответственности за общественную собственность нести не сможет.

В итоге неизбежна коммунальная катастрофа. Нечто подобное уже было во Владивостоке, когда там провел свои реформы мэр Черепков. До сих пор город в себя прийти не может.

В 1992 году возглавляемый им эпицентр разрабатывал проекты экономических реформ для Нижегородской области. Конкретной площадкой для проекта был выбран город Арзамас. Много предложений профессора Явлинского касались и жилищно-коммунальной реформы: “Конверсия жилищно-коммунального хозяйства включает в себя два крупных блока. Первый касается изменений институционального характера — снятие жилого фонда с баланса предприятий и муниципальных органов управления... Второй блок включает в себя вопросы, связанные с переводом дотаций, направляемых предприятиями и местным бюджетом на содержание жилых домов в доходы граждан...” Если перевести с научного на русский, то Явлинский собирался провести в 92-м году в Арзамасе шоковую терапию. Граждане немедленно должны были перейти на стопроцентную оплату, якобы получая возмещение в виде адресной помощи. Притом что любому человеку в 92-м году было понятно, что ни о какой реальной адресной помощи и речи быть не может.

В итоге проект не пошел, потому что тарифы в Арзамасе должны были возрасти раз в 10. Решиться на это не смог даже отчаянный реформатор губернатор Немцов.

Конечно, можно предположить, что столь резкая смена позиции экономиста Явлинского имеет в своей основе длительные размышления о судьбах родины, особенно в последние два с половиной года. И что начавшаяся избирательная кампания здесь совершенно ни при чем. Но самое смешное заключается в том, что конечным результатом той “шоковой” и нынешней “социально ориентированной” программы будет одно и то же. Ведь если приостановить реформу, то в конце концов, когда все оборудование окончательно прогниет, придется увеличивать тарифы в разы. В том же Владивостоке в один день цены пришлось поднять в шесть раз, и это только начало.

Опасность сладкоголосого пения Явлинского не в том, что кто-то действительно решится выполнять его программу. (В том, что он откажется стать вице-премьером по ЖКХ — если предложат, — можно не сомневаться.) А в том, что под эти убаюкивающие песни реформа снова будет отложена. Как она была отложена в 97-м году из-за начавшейся борьбы за власть, затем и выборов. Но еще пять лет безделья наша страна просто не выдержит.






Партнеры