МАЛАХОВСКИЙ ПРЕМЬЕР

34-летний Станислав Сухина из Малаховки — один из самых перспективных и быстро прогрессирующих российских футбольных арбитров. За 6 лет им пройден путь от чемпионата Московской области до элитного дивизиона чемпионата России. Сегодня он — один из семи российских рефери ФИФА.

Станислав мог бы даже попасть в историю — как самый молодой арбитр Премьер-лиги. Но ему “помешал” друг и коллега из Нижнего Новгорода Игорь Егоров, родившийся на 3 месяца позже. Зато Станислав периодически попадает в другие истории. В 2001 г., в разгар матча “Зенита” со “Спартаком”, на поле стадиона “Петровский” выбежал разгоряченный болельщик. Траектория его движения была нацелена на человека со свистком…

— Станислав, а что он вам тогда кричал?

— Не знаю. Дело в том, что не слушал. Может, он хотел взять автограф?.. Возможно, моя реакция была неадекватной, но когда человек прорывается через милицейские кордоны, мне кажется, лучше держаться от него подальше.

А в этом году в Махачкале во время матча “Анжи” с московским “Динамо” на поле вышел какой-то местный депутат Госдумы со своим охранником. Охранник — с автоматом. Видно, депутат там авторитетный человек. Хотел, наверное, спросить, почему счет 0:0. Но служба безопасности и резервный арбитр его быстро увели — не довелось нам пообщаться.

— Жалеете?

— Скорее нет, чем да…

— А в каких городах вам больше всего нравится работать?

— Нравится везде, где много болельщиков. Питер, Самара, Махачкала, Владикавказ, Саратов, пока саратовцы не отвернулись от своей команды... Публика везде хорошая. Если из 20 тысяч несколько человек дебоширят или что-то оскорбительное выкрикивают, я не переношу это на всех болельщиков, тем более на весь город. Понятно, что изначально футбол — для зрителя.

— То есть футбол — шоу, а арбитр — часть этого шоу?

— Да. И чем меньше ты участвуешь в этом шоу, тем лучше.

— Арбитр должен быть незаметен?

— Однозначно.

— А как же такие харизматики, как Коллина? Да и “предводитель” российских судей Николай Левников недавно призвал наших арбитров работать над имиджем...

— Популярность Коллины — это работа телевидения и прессы. Он же ничего эксцентрического на поле не вытворяет — просто его часто показывают. Стоит ему улыбнуться — на следующий день фотографии во всех газетах. Имидж арбитра зависит скорее от его профессионального мастерства. Ну и в плане открытости иностранные судьи у нас выигрывают. Нам тоже не надо от людей прятаться.

— Поворот судейского корпуса к открытости — одна из новых тенденций в нашем футболе. Другая — стремление к честной игре. Говорят, накануне чемпионата была встреча президентов клубов, на которой они договорились “не работать с судьями”.

— Такая же договоренность была и перед прошлым сезоном. Тоже собирались президенты вместе с арбитрами высшей лиги. Как результат — претензий к судьям стало меньше. Теперь, если что-то не так, вопросы могут возникать уже между президентами. Не знаю, насколько информация достоверна, но говорят, двум президентам в этом сезоне коллеги указали на то, что они пытаются вести нечестную игру.

— Но в целом, на ваш взгляд, соглашение соблюдается?

— На уровне Премьер-лиги соблюдается.

— А ниже? Насколько там чисто?

— Я не могу отвечать за всех. Могу сказать такую вещь. Арбитры Премьер-лиги получают за судейство очень неплохие по меркам нашей страны деньги. Сейчас эти суммы обнародованы, все знают — почти 1500 долларов за матч. К тому же президенты клубов пообещали выплатить по итогам сезона бонус, если к “людям в черном” не будет претензий в плане честности и порядочности.

Мы выполнили договоренность со своей стороны, президенты — со своей. Поэтому, когда арбитр Премьер-лиги приезжает судить матч 2-го или 3-го дивизиона, он не будет рисковать своей репутацией и своим положением. Ко мне, например, никто ни с какими темными предложениями даже не обращается.

— Считается, что в России самый жесткий судейский кодекс…

— Согласен. За две ошибки, повлиявших на исход матча, — дисквалификация до конца сезона. В Европе отношение к ошибке другое. Там считается, что судья может ошибиться. У них главное — дисциплина на поле, борьба с грубой игрой. У нас же до последнего времени был перекос. Всех волнует только: было “вне игры” — не было “вне игры”, был пенальти — не было пенальти... Ставят кассету и смотрят 40 минут повтор с одной камеры с расстояния 100 метров. Потом выносят вердикт: судья ошибся — наказать. А как он с грубостью боролся, никого не интересует. Почему не посмотреть на работу арбитра под другим углом?.. Может, благодаря ему никто из футболистов не лишился здоровья в этой игре?! А бывают матчи — протестов никто не писал, в прессе не критиковали, оценку получил нормальную, но сам чувствуешь: что-то не то. То ли устал, то ли ошибался больше обычного. Словом, удовольствия не получил.

— То есть после удачных игр испытываете удовольствие?

— Обязательно. Не меньшее, чем игрок победившей команды.

— Вы входите в российский топ-класс, но продолжаете судить матчи вплоть до первенства области. Почему?

— В Премьер-лиге арбитр обслуживает порядка 15 игр за сезон. Этого мало, чтобы находиться в тонусе. Необходима постоянная практика. Кроме того, в областном судейском регламенте есть положение, которое обязывает нас отсудить определенное количество матчей на уровне области. Поэтому получается своего рода совмещение приятного с полезным. Причем в области судим не только взрослых, но и детей. Бывает очень даже интересно.

— Наверное, после матчей “Локомотива”, “Спартака”, ЦСКА — это семечки?..

— Ни в коем случае. Может, физическая нагрузка и поменьше, но психологическая — такая же. Пацаны знают, что их судит арбитр Премьер-лиги, для них этот матч особенный. Я просто не имею права отработать плохо, допустить какую-то несправедливость. У них же мои ошибки могут остаться в памяти на всю жизнь!

— Подмосковный футбол переживает небывалый подъем: “Сатурн” борется за “зону УЕФА” в Премьер-лиге, “Химки” — на виду в первом дивизионе... Что это — случайный взлет или объективный показатель положения дел в футбольном хозяйстве области?

— Думаю, нельзя сказать, что это взлет на голом месте. Губернатор Громов многое делает для того, чтобы область была представлена в разных видах спорта на высоком уровне. Спортивная политика в Подмосковье сейчас такова, что отдельные виды спорта “закрепляются” за какими-то регионами. Чехов — центр гандбола и водного поло. Воскресенск — хоккей, Электросталь — хоккей на траве, Раменское — футбол.

По-моему, такой подход — когда создаются не команды-однодневки, а центры — говорит о том, что областные власти всерьез обратили внимание на спорт. Если гандбольный ЦСКА переезжает в Чехов, это о чем-то говорит. Сказать о таком 10 лет назад — сочли бы за сумасшедшего…

Внимания к спорту никогда не бывает много. В области еще немало школ, где условия не соответствуют современным требованиям. И главная проблема — конечно, качественные поля.

— Станислав, часто судейский корпус пополняют бывшие футболисты. Но игрока по фамилии Сухина я не припоминаю...

— Да, сведения о таком футболисте в анналах истории найти непросто. Самое большое мое достижение — несколько игр за дубль днепропетровского “Днепра” в 1985 году. Я тогда учился в 10-м классе, жил в Черкассах. А сразу по окончании школы поехал поступать в Институт физической культуры в Малаховке — сейчас это академия. В футбол поиграл уже здесь, в Подмосковье: во 2-й лиге, за коломенский “Авангард”, раменский “Сатурн”. Последняя команда была — “Виктор-Гигант” (Воскресенск). Так что особых успехов в качестве футболиста у меня нет. А в 25 лет полностью переключился на судейство.

— Если уж бороться с закрытостью по полной программе, давайте поговорим о ваших увлечениях, хобби?..

— В театр хожу, если есть свободное время. Чуть-чуть играю в теннис. Любимая книга сейчас — учебник английского. А вообще-то мы с тобой только о хобби и разговариваем. Судейство и есть наше хобби. Тот же немец Маркус Мерк — дантист. У него даже кличка Дантист. И все остальные арбитры, даже топ-класса, — кто банкир, кто почтальон… У меня основная работа — в малаховской академии: преподаю теорию и методику футбола. Начиная с истории футбола и заканчивая техникой, тактикой. В том числе веду общий курс для всех факультетов. Года четыре назад фигуристка Анжелика Крылова сдавала экзамен по футболу. Она уже знаменитой тогда была, и ей, конечно, сделали поблажки. А так, если фигуристка приходит и вообще мяча никогда не видела, то за некоторое время ее можно научить “чеканить” раз 7—8…


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру