ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН?

30 января 2003 в 00:00, просмотров: 197

Что, впрочем, не остановило блюстителей дорожного порядка, и в этом году они собираются потратить на те же цели еще 365,5 миллиона рублей. Наших с вами, господа автомобилисты, рублей. Любопытно, что без малого миллиард деревянных вбухано только в один, и не самый дорогостоящий, гибэдэдэшный проект. Вы представляете, какие суммы растворяются в этом ведомстве, не принося городу по сути ничего?

Организация движения транспорта в столице — предмет всеобщего беспокойства. ГАИ — в первую очередь. Но при этом она беззастенчиво использует сложившуюся ситуацию на столичных дорогах и боль всех водителей в своих узковедомственных интересах. Это хорошо видно на примере деятельности некого оперативного отдела и телеавтоматической системы управления движением транспорта “Старт” при одноименном Центре управления ГАИ Москвы. В 1999 году, во исполнение распоряжения мэра № 1147 “О первоочередных мерах по развитию общегородской автоматизированной системы управления движением”, “Старт” получает финансовое вливание на сумму 48,5 миллиона рублей. На эти деньги было восстановлено координированное управление светофорами, куплено новое оборудование и обустроен диспетчерский зал в здании Управления.

В том же году при “Старте” УГАИ учреждает отдел оперативного управления движением транспорта. Задача нового подразделения очень приятно звучит для водительского слуха: “обеспечение бесперебойного движения транспорта, предотвращения заторов и ликвидация чрезвычайных ситуаций в дорожном движении на улицах и магистралях города за счет постоянного контроля и оперативного реагирования на изменение условий дорожного движения”. Здесь может возникнуть подозрение, что в городе появился некий штаб, который сможет наконец-то эффективно организовать и контролировать городское движение с помощью современных технических средств. Не тут-то было! В “Положении” о своей деятельности отдел записал и сбор информации, и выработку оперативных решений, и анализ дорожных ситуаций, и контроль за производством дорожных работ, и согласование мест размещения автостоянок. Собственно на этом вся “оперативность” враз и закончилась. Просто чиновничий штат УГИБДД пополнился еще полусотней человек, весьма далеких от водительских проблем, но с удовольствием считающих их деньги.

Подавляющее большинство персонала в отделе — технари: главные специалисты, старшие инженеры, “инженеры-организаторы движения по ведению внемашинной базы данных и подготовке стандартных мероприятий” и просто техники. Это неизбежное следствие из структурной схемы самого Центра, где не радуют глаз такие названия, как “отдел вычислительного комплекса”, “отдел периферийных устройств”, “администратор центральной базы данных”, “технический диспетчер”. Даже зам. начальника отдела и тот — главный диспетчер. Понятно, что в многочисленных отчетах о своей деятельности, где в изобилии представлены фразы типа “текущая фаза в схеме пофазного разъезда” никто и словом не поминает о борьбе с пробками.

Под очередное распоряжение мэра “о мерах по развитию” системы “Старт” № 299-РМ от марта 2000 года Управление ГАИ получило 72 миллиона рублей. В 2001 году — еще 126,5 миллиона рублей. Не приходится сомневаться, что вокруг строительно-монтажных и пусконаладочных работ “в развитие” системы “Старт” начался беззастенчивый дележ денег: получить такой “заказ” мечтают многие организации. При этом скорее всего используется традиционная схема: мы — вам, а вы — нам. В 2002 году город выкладывает еще 149,6 миллиона рублей, а подключившийся к “обоснованным” тратам федеральный бюджет — 30 миллионов. А на этот год планируется достойно освоить уже 225,5 миллиона рублей из городского и 140 миллионов — из федерального бюджетов. До 2010 года на работы и оборудование планируется затратить почти четыре (!) миллиарда рублей, из них на проектные работы — 250 миллионов. Одновременно руководство оперотдела и Центра подписывают у начальника ГАИ Москвы, гендиректора “Доринвеста” и директора “МосгортрансНИИ проекта” бумажку под названием “Эксплуатационные расходы на поддержание в работоспособном состоянии... системы “Старт” (без учета фонда заработной платы)”. Согласно ей в 2001 году расходы составили 53 миллиона рублей, в 2002 — 70, в этом году — 100, в 2004-м — 150, в 2005-м — 200, а в 2006—2010-м — аж миллиард рублей! В общем, это известный процесс: система начала жрать саму себя.

Давайте представим, что было бы, если бы эти деньги вложили в реальные средства по организации движения. В таком случае мы уже должны почувствовать обещанные при реанимации “Старта” в 1999 году “снижение задержек транспорта на 20—25%, уменьшение времени поездки на 10—15%, снижение массы выбросов... вредных веществ на 5—10%, снижение потребления горючего на 5—15%”. Но что-то не чувствуется. Как и не видна на улицах работа оперотдела. Ничего суперсовременного мы не увидим и в диспетчерском зале оперотдела. Перед обычными мониторами сидят три-четыре сотрудника ГАИ. Они видят весь центр города в пределах Садового кольца и часть радиальных магистралей и периодически дают советы инспекторам на перекрестках. Вот это и есть “Старт” в четыре руки?

Даже если оставить в стороне банальный вопрос: где деньги, хотелось бы получить ответ от начальников УГАИ: какой прок из “анализов”, графиков и “программ координации”? Или в силу собственного непрофессионализма таким образом удобнее посылать отчеты наверх в обмен на “широкое финансирование”. Не за этим ли и был создан оперотдел, у начальника которого в должностной инструкции вместо конкретной деятельности прописан бюрократический бред: “планирует работу отдела”, “совершенствует формы и методы”, “внедряет передовой опыт” и “воспитывает у личного состава высокую ответственность за исполнение служебного долга”. Да на те деньги, что уже вложены и планируется вложить в Центр и оперотдел, можно было бы построить десяток развязок, расширить и отремонтировать сотню улиц! Но, увы...

Подробности сомнительного использования столичной ГАИ денег налогоплательщика читайте в “МКмобиле” №4(042), который поступит в продажу в следующий вторник — 4 февраля.





Партнеры