КАСПАРОВ В НОКАУТЕ

1 февраля 2003 в 00:00, просмотров: 447

Гениальную партию, с человеческой точки зрения, выиграл “Юниор” у Каспарова в третьем туре (правда, вряд ли он это почувствовал). Машина придумала необычный порядок ходов в дебюте, спровоцировала Гарри на жертву пешки и хладнокровно забрала ее. А в самый ответственный момент, когда все фигуры Человека набросились на неприятельского короля, робот спокойно прихватил и вторую пешку, отразив все наскоки “белкового” шахматиста.

“Дип Юниор” — Г.Каспаров
2-я партия
Сицилианская защита

1. е4 с5 2. Кf3 е6 3. d4 сd 4. K:d4 а6 5. Cd3 Сс5 6. Kb3 Ca7 7. с4 Кс6 8. Кс3 d6 9. 0-0 Kgе7 10. Ле1 0-0 11. Се3 е5 12. Кd5 а5 13. Ле1. Разыграна “сицилианка”, любимый дебют Каспарова, который 18 лет назад помог ему взойти на шахматный трон. В борьбе за центральные поля шансы электронного гроссмейстера выглядят выше, но черным удается перехватить инициативу. 13...а4 14. С:а7 Л:а7 15. Кd2 Кd4 16. Фh5 Ке6 17. Лс3 Кс5 18. Сс2. С угрозой 19. Лg3, 20. Кf6+ и 21. Ф:h7Х, но в шахматах ходят по очереди. 18...К:d5 19. ed g6 20. Фh6 f5 21. Ла3 Фf6 22. b4! аb! 23. Л:а7 bc 24. Лс1 е4 25. Л:с2. У черных за качество опасная атака — 25...f4 и т.д., но Гарри дает импульсивный шах, и “Юниор” выходит сухим из воды. 25...Фа1+? 26. Кf1 f4 27. Ла8 е3 28. fe fe (см. диагр.)

29. Ф:f8+!! Кр:f8 30. Л:с8 + Крf7. Ничья. После 31. Ле2 белые съедают опасную пешку, а две ладьи равноценны ферзю. Каспаров не заметил, что в случае 31...Ке4 32. Л:е3 Кd2 33. Лс7+ Крf6 34. Ле6+! Крg5 35. Лf7 “Юниор” спасает своего коня.



Г.Каспаров — “Дип Юниор”
3-я партия
Славянская защита

1. d4 d5 2. c4 c6 3. Kc3 Kf6 4. e3 e6 5. Kf3 Kbd7 6. Фс2 b6. Теория рассматривает только 6... Cd6, что встретилось в первой партии. Редкий случай: уже после шести ходов и человеку, и машине приходится действовать самостоятельно. 7. cd ed 8. Cd3 Ce7 9. Cd2 0-0 10. g4. В подобной позиции Каспаров уже жертвовал эту пешку на старте матча. Тогда “Юниор” отклонил дар, а теперь принимает его, и на доске возникают головокружительные осложнения. 10...К:g4 11. Лg1 Kdf6 12. h3 Kh6 13. e4 de 14. C:h6 ed 15. Л:g7 + Kph8 16. Ф:d3 Лg8 17. Л:g8+К:g8 18. Cf4 f6. Много фигур покинуло поле боя, а ясности все еще нет. 19. 0-0-0 Сd6. Человеку и в голову не пришло бы добровольно расстаться с двумя слонами. 20. Фе3 С:f4 21. Ф:f4 C:h3. Итак, компьютер без всяких комплексов съедает пешку. 22. Лg1. Одна белая ладья ворвалась по линии “g” и обнажила черного короля, а другая собирается нанести решающий удар. Не тут-то было. 22...Фb8! Отбрасывая ферзя из опасной зоны. 23. Фе3 Фd6 24. Kh4 Ce6 25. Лh1 Лd8 26. Kg6 + Kpg7 27. Kf4 Cf5 28. Kce2 Ke7 29. Kg3 Kph8! Маневры черного короля производят сильное впечатление. 30. К:f5 K:f5 32. Фе4 Фd7 32. Лh5? K:d4. Погибла и вторая пешка; черный король во вражеском кольце, но спокойно обходит все рифы. 33. Kg6 + Kpg8! 34. Ke7 + Kpf8! 35. Kd5 Фg7 36. Ф:d4 Л:d5. Белые сдались.

Очевидно, все тонкие перемещения черных фигур в этой партии найдены компьютером при помощи перебора вариантов — для него это простая работа.






    Партнеры