“СОЮЗ” НЕРУШИМЫЙ

4 февраля 2003 в 00:00, просмотров: 189

Руководители НАСА обнародовали первые результаты расследования катастрофы — как и предполагалось, “Колумбию” похоронили изъяны в термической защите челнока. Это значит, что как минимум год-полтора — пока не станут ясны все детали техасской трагедии — о полетах на шаттлах можно забыть.

— Судя по последним высказываниям президента Буша, американцы не будут настаивать на консервации МКС, — говорит космонавт-исследователь Валерий Бабердин. — Они даже намерены увеличить финансирование национальной космической программы.

Но пока суд да дело, летать в космос нашим и американцам придется скорее всего на “Союзах” — альтернативы нет. Производственные мощности Российской космической корпорации “Энергия” позволяют увеличить выпуск кораблей. Дело за “мелочью” — дополнительными средствами.

— В одиночку России программу МКС не потянуть, мы вынуждены обращаться за ссудами в банки, — открыто признает замгендиректора РКК Валерий Рюмин. — Если НАСА думает о будущем пилотируемой космонавтики и длительных экспедициях на международную космическую станцию, придется раскошелиться.

Как стало известно “МК” от представителей НАСА в Центре управления полетами, решения о совместных с Россией проектах пока нет, но, возможно, они появятся в ходе расследования катастрофы “Колумбии”.

Поломать голову американцам придется в любом случае. Их сегмент на МКС сейчас ограниченно пригоден для научных и прочих целей. В будущем году на орбиту надо доставить соединительный герметичный модуль “Note-2” и пристыковать его к лабораторному блоку “Desteny”. В дальнейшем к ним планируют пристыковать европейский и японский модули. В планах на этот год — строительство крупной фермы из 7 блоков. В итоге должна получиться конструкция длиной 110 метров, где самая ценная составляющая — 4 пары мощных солнечных батарей. Как удалось выяснить в ЦУПе, сейчас энергетическую установку на американском сегменте представляет единственная пара солнечных батарей.

— Все это “хозяйство” планировалось доставить на орбиту шаттлами. Теперь российские спецы рассматривают возможность использования для этих целей нашей ракеты-носителя тяжелого класса “Протон”, — говорит Валерий Бабердин. — На крайний старт с Байконура нашего грузовика “Прогресс” катастрофа не повлияла. Сегодня в 18.50 ожидается его стыковка с МКС.

В Королеве, где размещается ЦУП, сейчас совещаются. Растревожен и Звездный городок. Начальник Центра подготовки космонавтов Петр Климук даже отложил командировку в Хьюстон. В центре НАСА пока находятся Юрий Маленченко и Александр Калери, которые в апреле собирались стартовать на шаттле. Юрий — в качестве командира корабля, Александр — бортинженера-1. Третий член экипажа, бортинженер-2, представитель НАСА американец Эдвард Лу.

— Никаких команд об их отзыве мы пока не получали, — говорит замначальника ЦПК Андрей Майборода.

Команда, судя по всему, все-таки поступит. Дело в том, что программа подготовки наших космонавтов в Хьюстоне была рассчитана на челноковый полет. Теперь вновь придется заняться “Союзом-ТМ”. Вместе с Маленченко и Калери в Звездный городок скорее всего переберется и Эдвард Лу. По оценкам специалистов, переучивание экипажа займет не менее полутора-двух месяцев. Если, конечно, появится совместное решение о временном переходе с челноков на “Союзы”.

За комментарием мы также обратились к заместителю начальника пресс-службы Росавиакосмоса Вячеславу Михайличенко:

— Чтобы вести разговоры о финансировании грузоперевозок на МКС в связи с изменившейся ситуацией, для начала нужно определить объем работ, — считает Вячеслав Анатольевич.

Как известно, обязанности стран-партнеров в отношении МКС строго регламентированы. Доставкой грузов на станцию занимаются Россия и США. Пока США не определится с перспективой своих шаттлов, а на это понадобится, по оценкам специалистов, не меньше года, наша страна должна будет, по всей видимости, взять обязанности по грузодоставке на себя. Как решить эту задачу, учитывая, что имеющиеся в России грузовые корабли и до трагедии работали на полную мощность?

Наш собеседник считает, что это возможно при условии, если временно отказаться от некоторых грузов.

— Например, не доставлять на орбиту крупногабаритные грузы, — объясняет Михайличенко. — Это прежде всего техника, которая нужна для строительства, развития станции. Это оптимальный выход, поскольку прежде всего надо любыми путями обеспечить станцию дополнительными запасами топлива и обеспечить смену экипажа.

На переходный период, по словам представителя пресс-службы, этой меры может оказаться достаточно.

Как события будут развиваться дальше? Это зависит прежде всего от вывода, к которому придет комиссия, изучающая причины аварии шаттла. В любом случае, по словам Михайличенко, не нужно рассчитывать, что НАСА отдаст нам свой бюджет. Да, в этом году Россия построит 3 запланированных корабля “Прогресс” (для доставки груза на орбиту) и 2 пилотируемых “Союза” (для доставки экипажа на Землю или на орбиту). Но нужно учесть, что расходы на эти корабли заложили в бюджет как минимум 3 года назад. И это плановые корабли.

В случае если грузы на МКС будет доставлять только Россия, их понадобится намного больше. Как это сделать, даже не беря в расчет долго раскачивающегося финансирования, если знать, что для строительства нового “Прогресса” нужно около двух лет... А к нему бы не худо и ракету-носитель сконструировать, а это еще больше года времени.

Знаменитый “Буран”, по словам представителя Росавиакосмоса, в этом деле нам не помощник, поскольку для того, чтобы возобновить его производство, потребуется времени намного больше, чем американцам, чтобы разобраться с шаттлами.

Впрочем США и не думают отказываться от своего участия в доставке грузов на МКС, поскольку у них есть для этого и другие ракеты-носители. Правда, считается, что шаттл для этих целей удобнее, поскольку он, например, не только может поднять крупногабаритный аппарат в космос, но и спустить его на Землю для ремонта.

— Не стоит искать выгоды в этой ситуации для России, — заключил Вячеслав Анатольевич. — Росавиакосмос ничего не приобретет на этой трагедии. А потерять может.




Партнеры