“ВОТ ПРИЕДЕТ БАРИН...”

4 февраля 2003 в 00:00, просмотров: 155

Шестидесятилетний адмирал Гарольд Геман всего месяц как с почетом ушел в отставку. Четыре звезды на его погонах свидетельствовали о том, что правительство США высоко ценило этого бравого моряка, сына капитана флота, потомственного продолжателя морской династии. Но внезапно “зов трубы” вновь поставил его в строй.

Геман не колебался, запаковал вещи, попрощался со своей женой Катариной, с которой коротал дни в своем Вильямсбурге, и вылетел возглавить расследование гибели “Колумбии”. Назначение сугубо “флотского” эксперта на такое сложное дело, где седые бороды от астронавтики ломают головы над тем, что случилось с погибшим шаттлом, однако не вызвало возражений ни со стороны NASA, ни со стороны обычно ворчливой прессы. Вокруг катастрофы, унесшей жизни семи астронавтов, в США уже закрутился большой скандал, а страсти и эмоции общества плещут на него как масло на огонь. Всплыла и пошла гулять по страницам СМИ недавняя история, когда вдруг NASA одним махом уволило пятерых специалистов из так называемого Консультативного совета аэрокосмической безопасности, занимавшегося изучением и разработкой новых систем безопасности полетов на кораблях многоразового использования. Он был создан в 1967 году после того, как погиб “Аполлон” с тремя астронавтами на борту. Задачей группы было изучение всех аспектов безопасности космических программ NASA, особенно их недостатков. Раз в год совет докладывал свои выводы и предлагал рекомендации. Однако в последнее время все чаще из его рядов звучали тревожные предупреждения: программа использования шаттлов становится все более опасной, в частности, из-за постоянного урезания отпущенного на нее бюджета. Те миллионы долларов, которые забирались у шаттлов, уходили на постройку международной орбитальной космической станции. И на то и на другое даже у сверхбогатой Америки денег не хватало.

Если бы “Колумбия” благополучно вернулась, вряд ли кто прислушался бы к голосу изгнанников, большинство из которых упорно твердят, что от них избавились за их “критицизм”. Но теперь NASA приходится оправдываться, заявляя устами своего пресс-атташе Сони Александер, что никаких “идеологических” чисток не было, а была рутинная кадровая замена: на место старичков, ветеранов совета, посадили “молодых и более подготовленных” специалистов. На что “старички” возражают: уж кто мог бы быть более подготовленным во всем, что касается безопасности шаттлов, нежели они.

Вот почему все ждут, когда приедет адмирал Гарольд Геман, тот самый адмирал, который уже возглавлял одну громкую комиссию. В октябре 2000 г. президент Клинтон лично направил его взять под контроль расследование взрыва в йеменском порту американского эсминца “Коул”. Поэтому среди всех этих космических скандалов адмирал Гарольд Геман — фигура нейтральная и, безусловно, авторитетная. Как у Некрасова: “Вот приедет барин, барин нас рассудит”.




Партнеры