С ее Леоновым—Доцентом из “Джентльменов удачи” любят сниматься актеры, москвичи и гости столицы. Доцент — первый из киноперсонажей, отлитый в бронзе, вышел к народу на московскую улицу и замер на Аллее звезд напротив “Мосфильма”. И если литературная мама Доцента всем известна — Виктория Токарева, и кинопапу многие знают — Александр Серый, то имя скульптора до сих пор оставалось тайной... Знакомьтесь: Екатерина Чернышова.
Обидеть художника может каждый... даже воспитательница детского сада.
Однажды, получив от воспитательницы кусок пластилина, Катя стала усердно лепить лыжника. Получилось очень даже похоже. Огорчало одно: лыжник все время падал. Когда пришло время сдавать работу, Катя скомкала человечка и в таком виде сдала работу. “Более бездарного и ленивого существа я еще не встречала”, — похвалила девочку наставница. Охота к лепке у пятилетней Кати была отбита враз и, казалось, навсегда...
Когда Катя училась в седьмом классе, ее мама стала находить дома скульптурки животных, в основном собак. Одна из них была очень похожа на трагически погибшую любимицу семьи овчарку Санту.
Из оврага по соседству с домом Катя таскала глину. Сумками. И лепила, лепила. А вот к школьным занятиям относилась, мягко говоря, не очень. Но умная мама на родительские собрания не ходила — чего такого она не знала про свою дочь?..
А того, что на все предметы у Кати была одна тетрадь, на последней странице которой она рисовала “любимых” учителей. Однажды, забывшись, Катя ее сдала.
— Самое удивительное, — вспоминает Катя, — что тетрадь мне не вернули, никто из учителей ничего не сказал и никаких санкций ко мне не применили.
Что интересно, опять же благодаря “любимым учителям”, но уже в скульптурном изображении, Катю приняли в вечернюю художественную школу. Через два года, по окончании художественной и средней, мама с дочкой отправились в Суриковское училище.
В училище встретили неприветливо. На работы глянули вполглаза и указали на дверь. Но Кате, “отмеченной” воспитательницей детского сада, было не привыкать. “Всех догоню и перегоню!” — заявила она матери. Год ходила рисовать в Школу-студию МХАТ, занималась в мастерской у Гаруна. И когда через год ее опять не приняли в Суриковское, мама отправилась не в приемную комиссию, а в отдел кадров. “Я к вам по половому вопросу, — заявила она. — Моя дочь хочет учиться у вас в училище!” И Катю взяли в гардеробщицы, а через два месяца перевели в уборщицы. Так половой вопрос был решен: вымыл полы с утра — и иди в мастерские, лепи сколько душе угодно.
Ее учителем стал известный скульптор Олег Комов. Первые два года Катя училась как сумасшедшая. В группе к ней обращались не иначе как “Ленин”.
— Не понимаю почему! Революционности во мне нет, я человек тихий, — говорит она. — Может, потому, что я шла своим путем, в смысле — другим.
Что, кстати, впоследствии своеобразно отметил ее следующий учитель — Лев Кербель (все Марксы и Ленины в Москве — его рук дело). Он не уставал повторять: “Так лепить нельзя!” — а работы Кати ласково называл арбатщиной.
— Однажды он даже сломал мою скульптуру в виде изогнутой дугой девушки, державшейся на волосах... — такие у Кати воспоминания.
Год она была в кризисе, не занималась скульптурой, но бывший муж, скульптор, позвал в мастерскую.
— И что-то во мне дрогнуло. Опять начала лепить. Стали с мужем выставляться. И тут возник Леонов. Он мне всегда нравился как актер. И когда предложили его слепить, я сразу согласилась.
К тому моменту с вдовой Евгения Павловича и его сыном художница решила, что это будет именно Доцент, хотя поначалу родственники хотели что-нибудь лирично-душевное, например, его героя из “Осеннего марафона”. Катя купила фильм “Джентльмены удачи”, книги о Леонове. Ее эскиз родные Евгения Павловича одобрили, дальше — дело техники и таланта...
На торжественное открытие Аллеи звезд Катю не позвали. Да что говорить — даже Виктория Токарева лишь в ноябре 2002 года узнала из “МК”, что есть такая скульптура. Но Катя не обиделась. И когда тот же заказчик предложил ей слепить других киноперсонажей, согласилась.
Так появились Никулин из “Операции “Ы”, Папанов и Миронов из “12 стульев”. И хотя заказчик пока не торопится выставлять их на Аллее, Катя не тревожится. Ее идея — слепить большую галерею киногероев. Это Вицин и Моргунов из той же “Операции “Ы”, Александр Демьяненко, Фрунзик Мкртчян, Савелий Крамаров, который так похож на ее дедушку.
Еще Кате хочется изваять Нонну Мордюкову, Лию Ахеджакову, Инну Чурикову. А вот политиков лепить не хочет — не видит в них ничего интересного.
В мастерской у Кати — застывшие в цементе на квадратных плитах ладони Людмилы Чурсиной, Армена Джигарханяна, Марины Нееловой, Михаила Ульянова. Их позолотят и заложат на Аллее звезд.
Не секрет, что скульптора кормят надгробия. У Кати их уже два — на Троекуровском и Ваганьковском, третье появится весной на Новодевичьем. Мешки цемента и глины под 50 кг Катя таскает на себе. А глядя на ее хрупкую фигуру, и не подумаешь...