ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ

Весть о катастрофе “Колумбии” так сильно встряхнула экипаж Международной космической станции, что руководителю экспедиции астронавту НАСА Фрэнку Баурсоксу, его коллеге бортинженеру-2 Дональду Петиту и бортинженеру-1 Николаю Бударину потребовалась помощь профессиональных психологов.

Тем не менее они наблюдали по мониторам за прошедшей в Хьюстоне панихидой по погибшим астронавтам — МКС была в зоне визуальной связи с Землей. Чуть-чуть повысили настроение подарки, доставленные на станцию космическим грузовиком “Прогресс”. Как нам удалось выяснить в Центре управления полетом, Николай Бударин особенно радовался буханке обычного черного хлеба и соленым огурчикам — по домашним разносолам даже в космосе слюнки текут.

Вчера космонавты отдыхали, а сегодня с утра занялись разгрузкой “Прогресса”. Грузовик доставил на орбиту более 2,5 тонны груза. В том числе 70 килограммов воды, с которой на МКС вечная проблема, и 50 килограммов кислорода. В списке других грузов — более тонны ракетного топлива для дозаправки корабля-спасателя “Союз” и внутренних нужд МКС. Есть еще научное оборудование, бортовая документация, элементы жизнеобеспечения станции...

Длительная экспедиция, рассчитанная на полгода, работает в космосе уже 75 суток. Может так случиться, что планы пойдут прахом и станцию придется на какое-то время законсервировать. Тогда Баурсокс и его товарищи возвратятся на Землю с помощью пристыкованного к МКС корабля-спасателя “Союз-ТМА”. Он и существует для подобных нештатных ситуаций, когда людей необходимо срочно эвакуировать из космоса. Но есть нюанс: автономный ресурс корабля-спасателя — 200 суток плюс 10 резервных. Если затем не поменять некоторые блоки, батареи и т.д., полет на “Союзе” становится опасным, а то и вовсе невозможным. Поэтому воспользоваться его услугами необходимо не позже конца мая.

Чтобы обновить корабль-спасатель, на апрель планировался старт с Байконура двойника орбитального “Союза-ТМА” с россиянином Геннадием Падалкой и представителем Европейского космического агентства (ЕКА) испанцем Педро Дунке. Теперь планы спешно пересматривают.

— Один из вариантов: на нашем корабле полетят Юрий Маленченко, Александр Калери и Эдвард Лу, — говорит Валерий Бабердин. — 1 марта они собирались стартовать к МКС на американском шаттле и усиленно тренировались в Хьюстоне. Теперь о “челноках” на ближайшие год-полтора можно забыть. Поэтому скорее всего космонавтам придется вернуться в Звездный городок и заняться доподготовкой на “Союзе-ТМА”.

Международная космическая станция имеет 2 причала для ракет и один — для “челноков”, и пристыковка к КМС еще одного “Союза” предусмотрена. Все упирается во время, необходимое Маленченко и его товарищам для того, чтобы вместо шаттла освоить “Союз”. Специалисты ЦПК считают, что на переучивание понадобится не менее 1,5—2 месяцев, а потому в Центре управления полетом новой датой старта “Союза-ТМА” осторожно называют 25 апреля.

И Маленченко, и Калери имеют опыт управления “Союзом”. Но у космонавтов, как у летчиков, действует жесткое правило: после долгого перерыва в кабину сразу не сажают, поэтому им запланируют тренировки в ЦПК и на Байконуре. Прежде всего придется восстанавливать навыки стыковки с МКС в ручном режиме (это делает автомат, но экипаж должен быть готов к неожиданному развитию событий). Как шутят в Центре подготовки космонавтов, ребят на Байконуре обязательно посадят на “Бивни” — т.е. в специальный тренажер, имитирующий космический корабль.

Правду говорят, что судьбу не обманешь. Когда собирались затапливать станцию “Мир”, руководителем аварийной экспедиции планировали назначить Николая Бударина. И теперь на МКС российскому космонавту выпала тяжелая доля — пережить трагедию “Колумбии”...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру