Анализируй это!

18 февраля 2003 в 00:00, просмотров: 385

В прошлом году Минобраз решился на небывалый эксперимент — объявил темы выпускных сочинений и задания по алгебре заранее. Их разослали по всем российским школам, опубликовали в газетах и даже вывесили на специальном сайте.

Было, правда, одно “но”: для выпускного сочинения подготовили 35 комплектов по 7 тем. Буквально через неделю в продаже появились книжечки, где были тексты-шпаргалки для всех 280 тем. Их продавали всего по 100 рублей, и расходились они буквально как горячие пирожки...

На этот раз министерские чиновники стали действовать хитрее: они решили опубликовать темы сочинений в два этапа. Первый этап: сейчас подготовлен “Перечень тем сочинений” для письменного экзамена по литературе. Включенные в него 500 тем сгруппированы в четыре раздела: по русской литературе первой половины XIX века, второй половины XIX века, XX века, а также дополнительные темы для школ с родным (нерусским) языком обучения. В конце марта “Перечень” будет направлен электронной почтой во все управления образования России, а также опубликован в ряде газет и размещен на сайте министерства www.informika.ru. Второй этап: из “Перечня” сформируют 70 комплектов по пять тем, которые и направят во второй декаде мая во все отечественные школы.

Темы в каждом комплекте будут подобраны следующим образом:

1. Анализ эпизода из художественного произведения русской литературы XIX—ХХ веков (эпизоды указаны) или анализ стихотворения поэта XIX или XX века (автор и произведение указаны).

2. Тема в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении.

3. Тема, связанная с творчеством писателя XIX века (автор и произведение указаны).

4. Тема, связанная с творчеством писателя XX века (автор и произведение указаны).

5. Тема, связанная с философской, нравственной, социальной проблематикой русской литературы (указан XIX или ХХ век; произведение художественной литературы выбирает учащийся).

Как и в прошлом году, в день экзамена в прямом эфире руководитель образования субъекта РФ вытащит из лототрона шарик с номером комплекта. Темы объявят по телевидению и в радиоэфире, а учителя запишут их на доске в классе.

Правда, в некоторых школах сохранится традиционный порядок проведения итоговой аттестации: там, где нет радио- и телесвязи; для выпускников, сдающих экзамен в щадящем режиме, и выпускников вечерних (сменных) школ. Темы сочинений для них доставят в конвертах, которые вскроют перед началом экзамена.

Образцы комплектов тем сочинений

Комплект №1

1. Стихотворение Ф.И.Тютчева “Певучесть есть в морских волнах…” (восприятие, истолкование, оценка).

2. Что изменилось в жизни ночлежников в финале пьесы М.Горького “На дне”?

3. Губернский город и его обитатели в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”.

4. Тема материнского страдания в поэме А.А.Ахматовой “Реквием”. (Для школ с родным (нерусским) языком обучения: Тема родины в лирике А.А.Ахматовой.)

5. Тема воспитания в одном из произведений русской литературы XVIII — XIX веков.

Комплект №2

1. Сон Татьяны (анализ эпизода из 5-й главы романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”).

2. “В этом появлении Христа в конце вьюжной петербургской поэмы нет ничего неожиданного”. Обоснуйте или опровергните высказывание М.Волошина о финале поэмы А.А.Блока “Двенадцать”.

3. Самодуры и самодурство в драме А.Н.Островского “Гроза”.

4. Город и деревня в лирике С.Есенина.

5. “Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии” (В.Г.Белинский). По 1—2 произведениям русской литературы ХХ века. (То же — для школ с родным (нерусским) языком обучения.)






    Партнеры