Зацелованный Америкой

Впервые Саддам Хусейн появился на иракском политическом Олимпе ровно 40 лет тому назад. Именно тогда к власти в стране впервые пришла партия БААС, одним из видных членов которой был Саддам. Эксперты уверены: без мощной поддержки Америки тот госпереворот в Ираке не состоялся бы. Другое дело, что сейчас в Вашингтоне предпочитают не вспоминать об этих подробностях.

В феврале 1963 года правителем Ирака был премьер-министр генерал Касем. Генерал имел неосторожность чересчур активно заигрывать с Москвой. И Вашингтон решил его свергнуть. Ставку было решено сделать на иракскую оппозиционную партию БААС. По рассказам специалистов по региону, для помощи баасистам ЦРУ создало в соседнем Кувейте целый координационный центр. А в американское посольство в Каире зачастил пребывавший тогда в эмиграции видный иракский оппозиционер Саддам Хусейн. Американские агенты также составили длинные списки коммунистов, подлежащих немедленному уничтожению после госпереворота. План увенчался полным успехом. 8 февраля группа армейских офицеров ворвалась в здание генштаба, они отвезли Касема в местный телецентр и застрелили его в прямом эфире. Саддам Хусейн сразу же вернулся в Ирак и стал одним из руководителей службы безопасности нового режима.

Правление БААС продолжалось, впрочем, недолго. Устроенное этой партией кровопускание перепугало слишком многих местных воротил. В Ираке произошел новый путч, и Саддам оказался в тюрьме. Но тут в ситуацию вновь вмешался Вашингтон. В 1968 году американцы активно поддержали новый госпереворот. В результате Хусейн был с триумфом освобожден из заключения и вскоре стал вторым человеком в Ираке.

Следующий этап сотрудничества между Саддамом и Америкой относится к первой половине 70-х. Ирак тогда постепенно дрейфовал в сторону тесного союза с Москвой. А Запад не жалел усилий, чтобы повернуть этот процесс вспять. Поэтому почти любая просьба Багдада незамедлительно удовлетворялась. Зампред Совета революционного командования Ирака Хусейн занялся тогда созданием в стране мощного арсенала химического оружия. Саид Абуриш, иракский чиновник, отвечавший за эту программу, недавно сбежал на Запад. Вот его рассказ о том, как это было: “Необходимую для создания химического оружия информацию Хусейн получил в США. Все обвиняли в этом европейцев. Но в реальности эта была одна американская компания в Нью-Йорке. Правительство США знало об этом”.

Новое дыхание дружба между Вашингтоном и Хусейном обрела в 1980 году. Злейшим врагом Америки тогда считался Иран. Годом раньше толпа воинствующих мулл захватила штатовское посольство в Тегеране и начала удерживать в заложниках группу дипломатов. Все попытки президента Картера освободить захваченных оказались безуспешными. Америка чувствовала себя глубоко униженной.

Неудивительно, что весть о намерении Саддама начать войну с Ираном была встречена в Вашингтоне с восторгом. Официально США сохраняли нейтралитет. Но в реальности все было по-другому. Готовясь к войне, Саддам нанес блиц-визит своему тезке — королю Иордании Хусейну. Помимо монаршьих обязанностей у его величества было еще одно “место работы”. Как в свое время официально признал Вашингтон, на протяжении долгих лет глава Иордании являлся еще и сотрудником ЦРУ.

По утверждению того же бывшего иракского чиновника Абуриша, король согласился выступить в роли посредника и устроил Саддаму рандеву с высокопоставленными американцами. Затем иракский лидер встретился с руководителями двух других союзных Америке стран — Саудовской Аравии и Кувейта. О чем они беседовали, точно не известно до сих пор. Но так или иначе, после начала войны у Саддама не было проблем с покупкой нового оружия. Запад продавал боевую технику Иордании, Египту и Саудовской Аравии. А правители этих государств тут же перепродавали ее Ираку. Таким образом, объявленное ООН эмбарго на поставку оружия обеим воюющим сторонам превратилось в пустую декларацию.

Флирт Саддама и Вашингтона продолжался до самого иракского вторжения в Кувейт в 1990 году. За несколько месяцев до начала войны Ирак посетил замгоссекретаря США по Ближнему Востоку. На званом обеде в американском посольстве этот чиновник вдруг начал так и сыпать комплиментами в адрес Саддама: “Как он чудесен! Это человек, с которым мы можем по-настоящему работать. У нас фантастические отношения!” По рассказам участников обеда, даже иракцы были шокированы потоком лести штатовского дипломата. Существует также версия, что Хусейн напал на Кувейт только потому, что он неправильно понял посла США в Ираке Эйприл Гласпи. Во время беседы с иракским лидером г-жа посол выражалась предельно туманно. И у Саддама появилась твердая уверенность: если я оккупирую Кувейт, Буш не будет особо возражать!

Все это, конечно, не означает, что нынешнее лобовое столкновение Багдада и Вашингтона — всего лишь спектакль. В политике, как известно, не бывает постоянных друзей. А для Ближнего Востока это актуально вдвойне. По степени коварства и запутанности политических интриг этот регион прочно занимает первое место в мире.

Зато это ясно доказывает: в прошлом резкие движения Америки в Ираке приводили совсем не к тем последствиям, какие планировали в Белом доме. Так что исторический опыт настраивает на грустный лад. Ударив сейчас по Багдаду, Буш может создать нового страшного монстра.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру