Шедевры есть!

19 февраля 2003 в 00:00, просмотров: 355

Министерство образования РФ обещало, что, как только выйдет первый том антологии “Шедевры русской литературы ХХ века. Проза”, оно закупит остальные 20 тысяч целевого тиража для региональных библиотек. Первый том антологии в количестве 1000 экземпляров украсил издательскую полку “Глобуса”. Но до сих пор государство еще не вложило в проект ни копейки. Склоняешься к мысли, что двадцатитысячный тираж вряд ли удастся издать. Ведь издательство само не в состоянии нести такое бремя расходов.

“Глобус” с энтузиазмом осуществляет этот проект покойного Дмитрия Сергеевича Лихачева. Академик-гуманист мечтал издать серию “Шедевры русской литературы ХХ века”, выстраивая произведения не по годам появления на свет, а по жанрам. Перспективен замысел собрать под одной обложкой и великих, и просто талантливых авторов. Издательство уже выпустило I том “Шедевры русской литературы ХХ века. Проза”. В попечительском совете под председательством супруги президента Владимира Путина Людмилы значатся люди известные — от Горбачева до Швыдкого. В научно-редакционном совете издания — академики, члены-корреспонденты РАН. Самый большой энтузиаст и неутомимый труженик — профессор Петр Алексеевич Николаев, член нескольких академий зарубежных стран. Он восторженно оценивает новое издание. Темно-зеленая одежда книги изукрашена золоченым лавровым венком и серебряным плетением. Поистине — шкатулка с драгоценностями.

— Дмитрий Сергеевич Лихачев не только придумал общую концепцию серии, но и назвал несколько обязательных произведений, — говорит профессор Николаев. — Самый главный критерий выбора — только качество произведения. Я в основу беру принцип Канта: “В человеке есть два начала — одно житейское, другое божеское”. И они, по-моему, неслиянны. Человек может быть близоруким, сластолюбивым, плохим. Ведь случается, авторы поступают по-житейски отвратительно. Но если вдруг души автора коснется “божественный глагол”, он напишет очень талантливую вещь. Важно, что написал в нем Бог.

— Петр Алексеевич, в первом томе что вам особенно дорого?

— Рассказ Толстого “После бала”, опубликованный ровно 100 лет назад. Назову вслед за Лихачевым “Уроки французского” Распутина. В рассказе этом воплощена пушкинская мысль: все, что неестественно, ведет к пониманию того, что казенная правильность есть неправильность в высшем нравственном смысле.

В антологии рассказов — 46 авторов. Какой праздник: читать “Темные аллеи” Бунина, “Гранатовый браслет” Куприна, “Аристократку” Зощенко... Еще раз убеждаешься, что классики удивительно современны. Откроем, например, “Красный смех” (1904 г.) Леонида Андреева. Кажется вещим сном предсказанный ужас революционного сумасшествия: “— Вы осмеяли меня, как безумца, но теперь я скажу тебе правду. Я пишу о красном смехе. Ты видишь его?

Что-то огромное, красное, кровавое стояло надо мною и беззубо смеялось.

— Это красный смех. Когда земля сходит с ума, она начинает так смеяться. Ты ведь знаешь, земля сошла с ума”.

Алексей Ремизов, Исаак Бабель, Евгений Замятин, Михаил Булгаков, Фазиль Искандер, Виктор Астафьев — безусловно, писатели милостью Божией. Рядом с ними в этом томе представлены рассказы авторов менее крупных.

Кажется фантастичным замысел попечителей и редсовета внести “Шедевры русской литературы” в разряд факультативного чтения. А вдруг на этот раз благое намерение поведет не в ад, а в библиотеки?




Партнеры