На дорогу с правами или с правом на дорогу?

21 февраля 2003 в 00:00, просмотров: 794

Кто сказал, что учиться никогда не поздно? Это раньше было — в самый раз, когда процветающие автошколы поголовно зомбировали учеников на тему правил проезда перекрестков, учили накладывать жгут на шею пострадавшего, а барышни-ученицы с видом выпускниц института благородных девиц разбирали на части карданный вал и мерили глубину протектора шин грузовика.

Теперь уже учиться поздно: в истории болезни российских автошкол врач-реаниматолог написал: “…получены травмы, несовместимые с жизнью”.

Кандидаты в водители приготовились к гражданской панихиде по альма-матер...


В предсмертной судороге автошколы дернулись еще в 1995 году, когда первую бомбу на них сбросило государство: Федеральный закон “О безопасности дорожного движения” плюнул на неучей, заявив, что для получения права рулить совсем не обязательно учиться в школе. Достаточно, мол, полистать ПДД, посмотреть, как сосед водит автомобиль, и двинуть в МРЭО за получением права управления якобы после самоподготовки.

Большинство одаренных самоучек тотчас же смекнуло, что на их улице случился неслыханный праздник: одно дело — аж три месяца за весьма приличные деньги зарабатывать мозоль от школьной парты, и совсем другое — получить путевку на дорогу, минуя школу. То есть в три раза быстрее и в пять — дешевле.

Подарку в виде самоподготовки возрадовалась и ГАИ, ибо деньги от самоучек за допуск к экзамену бурной рекой уже потекли не в школу (ух, загнулись бы, дармоеды!), а в городскую казну, из которой потом обещали вылиться на нужды… ГАИ.

Решив, что “кузнец” в лице автошколы ей не нужен, свои экономические и прочие отношения с будущими водителями ГАИ взялась строить сама. И, добивая конкурирующий клан автошкол, в качестве наглядной агитации, демонстрирующей преимущества самоподготовки, в отделениях МРЭО она вывесила данные статистики об успеваемости учеников школ и обыкновенных самоучек. Из “агитплакатов” просто перло, что процент сдачи с первой попытки у кандидатов в шофера, поднатасканных профессиональным инструктором, лишь немногим выше, чем у тех, кто перенял водительское мастерство у пьяного соседа. То есть по уровню образованности разницы между учениками и неучами почти никакой! Вся разница (и весьма существенная!) — лишь в экономии времени и средств…

Бурные финансовые потоки от самоучек настолько залили придорожным милиционерам глаза, что в угаре накопления капитала ГАИ не заметила множественных нарушений требований закона.

И благодаря подслеповатости гаишников самоучки, в частности, задвинули подальше пункт 21.3 Правил дорожного движения, который позволяет обучаться при самоподготовке только у инструкторов, имеющих соответствующий документ на право обучения. ГАИ как бы не заметила, что практически ни один из преподавателей, обучающих в индивидуальном порядке, не прошел аттестации и не получил лицензии на право обучения вождению. Ведь такие грамоты выдавались только автошколам, да и то далеко не всем!

Напрочь выпало из поля зрения ГАИ и то обстоятельство, что согласно статье 26 Федерального закона “О безопасности дорожного движения” самостоятельная подготовка допускается лишь в объеме соответствующих программ! Ха! Да кому ж из самоучек известно, как выглядят эти программы?

Осталось неисполненным и распоряжение московского градоначальника №640, которое обязывало самоучек после самоподготовки пройти итоговую аттестацию в автошколах и получить свидетельство установленного образца! Столичные гаишники делиться клиентами с автошколами были не намерены, а потому плюнули на требование столичного мэра.

Тем временем, почуяв вкус халявы, ученик шофера начал митинговать: он потребовал не останавливаться на достигнутом, а идти дальше — к созданию в ГИБДД отделов сбыта. Тех самых, которые могут сбывать дефицитную продукцию из-под полы. И, выполняя пожелания трудящихся, цеховики в милицейских мундирах сделали процесс получения водительского удостоверения простым, как инфузория-туфелька. Бесспорным лидером продаж водительских удостоверений по сниженным ценам и с праздничными скидками в середине девяностых годов стал начальник МРЭО на улице Ордынка товарищ А. В его ведомстве (или аналогичных МРЭО столицы по его звонку) выдавались водительские удостоверения при предъявлении в ассортименте долларовых купюр, бутылки хорошего коньяка и обещании пригласить его, грека, в русскую баньку…

Будучи наставником молодых, упомянутый менеджер по продажам обучил и оставил в столичных подразделениях МРЭО достойную смену продолжателей своего дела. Благодаря его новаторским методам еще и сегодня можно стать счастливым обладателем права рулить даже не выходя из дома. Ну, в крайнем случае, создав лишь видимость присутствия за компьютером и за рулем!

Вторую бомбу на автошколы, таким образом, сбросила сама ГАИ.

К андидатов в пилоты отворотили от автошкол и сами… автошколы. Во исполнение благой цели массовой подготовки водителей в городах и весях начали плодиться курсы, кружки, секции и прочие “учебные заведения”, которые пообещали готовить будущих водил в строгом соответствии с нормативными документами, утвержденными Министерством образования, Министерством транспорта и ГУ ГИБДД.

Пропуская через себя десятки тысяч кандидатов в водители, пожелавших учиться все-таки под руководством наставника, некоторые кружки скромно умолчали, что образовательными учреждениями никогда не были и становиться таковыми не намерены. Стало быть, не имеют ни лицензии, ни дипломированных специалистов, ни оборудования, необходимого для обучения. И что по окончании процесса (кстати, вставшего каждому ученику примерно в три тысячи рублей) вместо свидетельства об окончании автошколы (или — того хлеще — сразу водительского удостоверения!) будут выдавать лишь устную благодарность за оказанную “автошколе” честь и материальную помощь. А в лучшем случае — похвальную грамоту, пригодную для использования лишь в гигиенических целях…

На резонный вопрос кинутого гражданина: “Что это было?” — в ГАИ всегда с удовольствием объясняли, что “данное, с позволения сказать, учебное заведение автошколой вовсе не является, а посему правила сдачи экзаменов на вас как на выпускника автошколы не распространяются”. И значит, через тернии к звездам надо пройти самому. То есть — после самостоятельной подготовки.

И будущий чайник, рискнувший сдуру обучиться как положено — за партой, смекнул: автошкола в законе — дорого и долго. Та, которая дешево и быстро, — не автошкола. А значит, учебник в зубы и на печку!

Третьей бомбой, таким образом, нерадивые автошколы подорвали и себя, и авторитет всех автошкол в целом…

Два последних фугаса государство сбросило на автошколы в конце минувшего и начале нынешнего года: сначала оно лишило их льгот на оплату аренды, а потом в пять раз увеличило арендную плату за помещения, вынудив тем самым поднять стоимость обучения с 4 до… 10 тысяч рублей! То есть до той суммы, за которую водительское удостоверение можно заказать с доставкой на дом...

Пользуясь счастливым случаем, ГИБДД (для нее стоимость аренды, как ни странно, осталась прежней) на фоне неизбежно растущей стоимости обучения демонстративно опустила плату за допуск к экзамену после самоподготовки, снизив ее почти вдвое — до 500 рублей. И тем самым вновь продемонстрировала умение в условиях рыночной экономики по всем правилам коммерции бороться за каждого клиента.

Это значит, что с учетом новых, вынужденно сложившихся цен на школьное обучение в наступившем году и сниженных цен на допуск к экзамену самоучек, по прогнозам экспертов, из десяти кандидатов в “пилоты” сесть за парту пожелает только… один. Остальные (не рискующие удостоверения покупать) предпочтут, разумеется, весьма сомнительную самоподготовку.

И даже при том, что для большинства из них МРЭО останутся фильтром, отсеивающим совсем безнадежных, вовсе не факт, что на дорогу с правами вылезут те, кто имеет право на дорогу...

Не исключено, таким образом, что уже в скором будущем придется, увы, собирать новый “урожай”. И случившееся в минувшем году увеличение общего числа ДТП на 12 процентов, видимо, еще немерено возрастет. Равно как вырастет и без того подскочившее в минувшем году на 8 процентов число погибших на дороге. А к возросшему на 44 процента числу ДТП с особо тяжкими последствиями присовокупится — не дай бог! — сколько-нибудь еще.

…Если неравные условия, в которые поставлены сегодня два процесса обучения — самостоятельный и школьный, — сохранятся в будущем, дурной пример может стать заразительным. И самоучки будут садиться не только за “штурвал” автомобилей: на самоподготовку перейдут летчики-истребители, командиры подводных лодок и машинисты электропоездов…

Покувыркаемся?..


P.S. Просим считать настоящую публикацию обращением к Правительству Российской Федерации с просьбой о принятии соответствующих мер для упорядочения процесса подготовки водителей.



Партнеры