Не для денег родившийся

Могучий мужик Игорь Бугаев! Десятки лет он отдал московской культуре, находился, можно сказать, в огнедышащем вулкане: занимал труднейший и опасный пост начальника Главного управления культуры исполкома Моссовета, потом председателя Московского городского комитета по культуре. С “МК” Игорь породнился еще в студенческие годы — пришел из МГУ простым литсотрудником, затем стал зав. отделом, а в марте 1967 года был назначен главным редактором “МК”. Сейчас И.Б.Бугаев — советник по культуре “Литературной газеты”. Сегодня свое 70-летие он встречает в бодром здравии и в хорошем настроении.

Со стен маленького кабинета Игоря смотрят с афиш молодая Пугачева, великолепный Спиваков и болгарская звезда Бисер Киров — его знакомые и даже друзья.

— Игорь, сколько ты получал в юности в “Московском комсомольце”?

— Да я же был тогда на гонораре: мог заработать 35—40 рублей. А когда стал заведующим, 120 мне положили. Не густо. Даже главным редакторам “МК” в давние времена платили сущие гроши.

— Какие качества характера помогли тебе выстоять на очень ответственных постах?

— Молодому проще. Связь с людьми устанавливалась мгновенно! Общие интересы и увлечения — все нас объединяло. И потом, всегда людям можно было положиться на мою ответственность. Я был очень упорным и обладал некоторым даром общения. Без какого-то личного обаяния трудно было бы вести за собой почти неуправляемый “Комсомолец”. Вспоминаю, как собрал я ребят на почти тайную сходку: мы писали письмо в Министерство обороны с просьбой освободить Колю Сличенко от армии. И нам удалось это сделать! Это нас вдохновило.

Даровитого журналиста и руководителя заметил горком партии, и Бугаев сначала стал инструктором, а потом и зав. отделом МГК КПСС.

— Когда тебя горком партии направил главным редактором “МК”, как тебя встретили журналисты: ведь они недавно потеряли замечательного руководителя и редактора Алексея Флеровского — он не угодил отделу пропаганды горкома.

— Я полагаю, меня назначили редактором в “МК”, зная, что там я не чужой и найду общий язык с несговорчивым коллективом. Действительно, я там всех знал. Тогда работали Роман Карпель, Борис Йоффе. Да и простые журналисты встретили меня как друга.

— Что в сегодняшней культурной жизни Москвы тебя не устраивает?

— С особым вниманием я всегда следил за театральной жизнью. Сейчас, к сожалению, не хватает настоящей драматургии. С неудовольствием наблюдаю за театральными скандалами — лучше бы было побольше творческих дискуссий и творческого соревнования. Раньше со сцены звучали самые острые проблемы современности. Сегодня театры утратили актуальность.

— Но молодое поколение ищет на сцене иные ценности. И режиссеры умеют их добывать почти из ничего — часто из собственной фантазии. Драматург Мишарин сказал категоричнее: “Нынешним режиссерам драматург не нужен”.

— Без хорошей пьесы спектакль не станет значительным. Режиссер может выпендриваться, напридумывать всякой всячины, но нужна театральность самой идеи, заложенной в пьесе. Меня озадачила информация, что “Ромео и Джульетту” играют мужики. Я не могу этого перенести. И никогда не приму. Мне не по себе такое смелое решение, даже противно. И все-таки пойду и посмотрю: привык обо всем иметь собственное суждение.

— Ты встречался со множеством интереснейших людей. Кто из них вызывает твое восхищение?

— Михаил Ульянов! Перед ним я всегда преклоняюсь. И по-хорошему завидую. Все его работы и в кино, и на театральной сцене — это высшее достижение нашего искусства. Мне памятно, с каким искусством и с какой преданностью театральной идее он отстоял СТД, когда его пытались развалить. До сих пор дружу с Володей Андреевым — человеком удивительной скромности и такта. Люблю Ольгу Аросеву, человека прекрасного, обаятельного, полного озорства и дерзости. А какая у нее душа!

— Игорь Борисович, не думаешь написать роман о закулисной жизни московского бомонда?

— Закулисную жизнь в сплетнях, в анекдотах, старался не пропускать через себя. О чем-то слышал и тут же забывал. Так что никакого романа писать не собираюсь. Личная жизнь — это чужая тайна. И влезать туда неприлично. Когда я читаю об этом в газетах, испытываю раздражение. Мне это не нравится.

— При такой занятости тебе удавалось быть хорошим мужем Галины Викторовны?

— Многим из того, что есть во мне самом, я обязан Галине. Больше половины моих достижений — это ее заслуга. В прошлом году мы справили 45-летие нашего союза. Движемся к золотому юбилею. Она для меня не просто жена, а человек общих со мной взглядов. В житейском смысле Галина Викторовна — человек очень разумный и тонкий. Часто приходишь усталый, готовый взорваться. Когда какой-то театр разваливался и все твои усилия спасти его казались тщетными, приходил домой, начиненный взрывчаткой. Галя умела успокоить меня, вернуть мне душевное равновесие.

— Театральный мир полон соблазнов. Игорь Бугаев всегда выглядел джентльменом — крепок, хорош собой, подтянут... Как боролся с искушениями?

(Улыбается.) Женщины меня любили. И некоторые признавались в этом. Но я далек от того, чтобы соблазниться. Надо было работать. И блюсти себя.

— А ваш сын Сережа рос, наверное, без особой заботы папы?

— Да какая там забота? Он мамин сын.

— Кем он стал?

— Он закончил Институт стран Азии и Африки. Сейчас работает в коммерческой структуре.

— А внук Антон?

— Антону уже 23. Он закончил финансовую академию... Он довольно современный молодой человек. Занимается рекламой.

— Скажи, что за должность у тебя в “Литературной газете”?

— Я председатель совета директоров СММ, советник по вопросам развития культуры, находящейся на бюджете. Моя задача — найти пути к реконструкции некоторых театров: “Геликон-оперы” Бертмана, Театра у Никитских ворот Марка Розовского и Театра Петра Фоменко. Думаем, считаем, сколько денег найти, чтобы им помочь финансированием.

— Сумел разбогатеть на своих ответственных постах?

— Я об этом меньше всего думал. Дача у меня хиленькая — пора крышу перекрывать. Огородник из меня не получился. Какие-то огурцы-помидоры выращивает Галина Викторовна. Дети приезжают только иногда пожарить шашлычки.

— Что помогает тебе держать спортивную форму?

— С молодости люблю плавание. Играл в теннис. Но в последние годы мне было не до спорта.

— Как твоя коллега, желаю тебе всегда оставаться в молодецкой форме. А счастливым ты быть умеешь.

На своей афише Владимир Спиваков написал Бугаеву главные слова, очень лестные для ответственного руководителя: “Сердечная благодарность за постоянную готовность к добрым делам”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру