Аттракцион неслыханной щедрости

Главная российская беда — это дураки-чиновники. Добыча нефти — дело весьма прибыльное. Для государства, для нефтяных компаний и... для чиновников, которые от лица государства уверенно претендуют на свою долю “сливок” от продажи нашего “черного золота”. Как уже писал “МК”, сейчас в России действуют два налоговых режима для сырьевых компаний. Один обычный, который регулируется законом. И другой — льготный, который действует в рамках соглашений о разделе продукции (или СРП), нечто вроде безналогового офшора для зарубежных инвесторов. От того, как инвестор договорится с государством, зависит, какие налоги ему придется платить (причем не деньгами, а продукцией). Однако от имени государства у нас всегда договаривается чиновник. Который, как показывает практика, не только не может устоять перед соблазном (на кону-то стоят миллиарды долларов), но и меньше всего заинтересован в том, чтобы раз и навсегда покончить с коррупцией и отказаться от индивидуальных привилегий для избранных.

Как уже писал “МК”, СРП появились в России в начале 90-х годов, когда добыча нефти резко упала, а на дорогостоящую разработку месторождений денег не было. Предприимчивые западные консультанты тогда сумели убедить наших чиновников в том, что привлечь иностранный капитал можно только на запах нефти. Дармовой нефти. И под их диктовку был написан закон о СРП, который позволил зарубежным инвесторам пользоваться нашими природными ресурсами на более чем льготных условиях.

Однако за десять лет очень многое в стране изменилось. Цены на нефть вот уже пятый год держатся на небывало высоком уровне и приносят казне каждый пятый рубль доходов. Российские нефтегазовые компании выросли и окрепли настолько, что сами выступают в роли иностранных инвесторов для других стран. Да и западные бизнесмены (как показала недавняя сделка между “Бритиш Петролеум” и ТНК) готовы вкладывать свои капиталы в российскую сырьевую промышленность. Причем без всяких льгот. В такой ситуации говорить о каких-то послаблениях для сырьевиков по меньшей мере кощунственно.

Однако наши чиновники с упорством, достойным лучшего применения, пытаются распространить льготный режим на всю страну, превратив ее в большой налоговый рай для нефтяников. Причем не только для иностранных. Так, в режим СРП уже включено 28 месторождений нефти (а это пятая часть всех российских запасов), на которых сейчас без всяких налоговых поблажек работают наши нефтяные гиганты — “ЮКОС”, “ЛУКОЙЛ”, “Сургутнефтегаз”, ТНК, “Сибнефть” и др. И самые предприимчивые компании — “Газпром” и “Роснефть”, — не дождавшись окончательного решения, уже начали делить свалившийся на них с неба подарок и заявили о своей готовности разрабатывать на условиях СРП крупнейшее Приразломное месторождение.

Но и этого чиновникам показалось мало. Говорят, что у руководителя Департамента СРП Минэкономразвития Ольги Рыбак созрел новый проект закона о СРП, который позволяет распространить этот льготный режим на новые месторождения: с тех, которые уже поделены, чего возьмешь?

Чем руководствуются лоббисты СРП — понятно. По оценкам экспертов, уровень налогообложения при СРП в 4—8 раз ниже стандартного. Однако зачем государству устраивать такие аттракционы неслыханной щедрости? По подсчетам аналитиков компаний, после введения этих льгот только за один год бюджет недосчитается порядка 5 миллиардов долларов. А основные налоговые поступление начнут поступать в казну только через 10—15 лет!

При этом России совершенно необязательно запускать в оборот новые месторождения: на действующих уже добывается столько же, сколько в Саудовской Аравии. И каждая дополнительная тонна нефти будет только снижать ее цену. По подсчетам специалистов, каждые десять лет стоимость нефтедобычи благодаря техническому прогрессу и новым технологиям удешевляется вдвое. А значит, государству выгоднее придержать свои запасы “черного золота”, которых у России осталось на 25—30 лет.

Против режима СРП уже давно выступают российские трубные и машиностроительные предприятия: иностранцы, которые работают в режиме СРП, предпочитают сотрудничать с кем угодно, но только не с российскими поставщиками. Впрочем, Ольга Рыбак сумела найти выход и из этой коллизии: говорят, что в новом проекте закона пункт о 70%-ной квоте на российских поставщиков... просто исчез.

Недавно против СРП высказался глава правительства Касьянов. Он заявил, что режим СРП должен применяться “только в качестве исключительной меры по степени необходимости”.

Однако Ольга Рыбак надеется, что ее скромные усилия позволят расширить практику СРП, и тогда у чиновников появится новое поле для распределения нефтяных благ. Дело в том, что часть продукции в счет налогов должна реализовываться государством. А у государства есть нефтяная компания “Роснефть”, которая в ожидании новых объемов нефти как раз и выступает за СРП. Интересно, что в Минэкономразвития Ольга Рыбак пришла... из той самой “Роснефти”, под которую, как сходятся во мнении наши эксперты, и написан новый документ. А вы верите в такие совпадения?


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру