Анджей Вайда: Не дежа вю

Как стало известно “МК”, весной в Москву прибудет человек №1 польского кино — режиссер Анджей Вайда. Визит оскароносца можно считать уникальным и фундаментальным: впервые в России будет показан весь Вайда.

Эта акция доказывает только одно: польская культура в Москве набирает обороты. На самом деле поляки, как и французы, были активны на нашем культурном рынке даже тогда, когда слово “рынок” не входило в лексикон соцсистемы. Идеологическая любовь по принуждению в блоке стран Варшавского договора была искренней разве что в области искусства: художники, режиссеры, музыканты говорили на одном языке. И, как это ни парадоксально, имели крепкую государственную поддержку. А что же теперь?

Теперь — взаимный интерес при больших возможностях, но ограниченных средствах. И тем не менее отдел культуры Республики Польша и Польский культурный центр делают все, чтобы польско-русские культурные связи были многообразны. Так, гастроли Варшавской оперы на сцене Большого театра в декабре прошлого года стали одним из самых ярких и эффектных эпизодов сотрудничества. Молодая польская режиссура в лице Кшиштофа Трелиньского показала новый подход к классической и авангардной опере. Москва ахнула и с ходу не признала “энциклопедию русской жизни” — “Евгения Онегина”: в нем (впрочем, как и в “Страшном дворе” Монюшко, и в “Короле Рогере”) психологический театр непривычно сочетался с современным использованием выразительных средств. В этом смысле поляки преподнесли нам хороший урок свободного, без ложного пиетета, обращения с национально-культурными святынями.

Музыкальную тему продолжил Фестиваль польской музыки при участии Радзивиновича и струнного квартета “I Solisti di Varsavia”. А также джазовый отрыв “Свинг и элегантность” в “Клубе на Брестской” — в память Фрэнка Синатры. В нем блистал квартет Петра Барона.

На осенней книжной ярмарке успешно выступила польская литературно-артистическая женская сборная. К королеве детектива Иоанне Хмелевской, писательницам Грохоли и Тераковской примкнули две звезды польского кинематографа — Кристина Янда и Беата Тышкевич. Одна выступила в амплуа мемуаристки, другая — фотографа, и смена жанра у московской публики имела успех.

Вся Москва ломилась на встречу с главным польским “секс-миссионером”, пережившим “дежа вю”, — Ежи Штуром, известным актером и режиссером. Он привез в Москву и показал в Доме кино свой последний фильм “Любовные истории”, отмеченный на международных кинофестивалях. А еще предъявил поклонникам восходящую звезду польского кинематографа — Штура-младшего, обратившего на себя внимание фильмом “Пацаны не плачут”.

Похоже, что наши и польские ученые решили ликвидировать “белые пятна” в истории старых восточных соседей. Три научные конференции с участием историков обсуждали “взаимные польско-русские предубеждения” и пытались разобраться, что такое есть польская и русская душа. Как выяснилось, эти нематериальные субстанции и умом можно понять, и если не аршином, то опытом и знаниями вполне можно измерить. А также внести ясность в закрытые прежде для польской и русской общественности темы. Например, “Цепь смертей. Чистка в Красной Армии. 1937—1939 гг.” (так называется книга профессора Вечоркевича).

И вот последнее потрясающее сообщение: ожидается приезд Анджея Вайды. Он не раз бывал в России, но на сей раз его визит можно считать уникальным: он покажет нам того Вайду, которого здесь, кроме узкого круга специалистов, никто не знает. А именно: картины, которые мастер сделал в других странах. Затем ожидается другая, не менее важная персона — Марыля Родович, неутомимая труженица на ниве рок- и поп-культуры, вместе со своим ансамблем “Червоне гитары”. А самая ближайшая совместная акция “МК” с польским посольством и Центром культуры — Фестиваль актерской песни имени Андрея Миронова, где из года в год польский театр представлен лучшими силами.

Год завершит глобальная выставка “Варшава—Москва”, которая объединит историю искусства наших стран на протяжении ХХ столетия.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру