Головомиккий телоленин

6 марта 2003 в 00:00, просмотров: 218

Художник Александр Косолапов, более 25 лет назад эмигрировавший в Америку, представляет в галерее “One Work” свой последний шедевр. Он скрестил двух великих идолов двух великих стран — Микки-Мауса и Ленина. Как истинный приверженец и основатель стиля соц-арт Александр до сих пор занимается соединением разнообразных культур и по сей день знакомит мировую общественность с русской коммунистической эпохой.

Арт-досье “МК”: Александр Косолапов — живописец, график, скульптор. Автор инсталляций, серий деревянных скульптур в увеличенном масштабе, изображающих предметы быта Советского Союза. Создатель каталога графических изображений идеологических предметов СССР.

— Стиль соц-арт — это соединение двух противоположных социальных “икон”. Например, образ Микки-Мауса для Америки и Ленина для России. Для американской культуры характерным компонентом жизни являются комиксы. На них выросло не одно поколение. А для нашей культуры — социалистический реализм. С русско-американской “иконографией” я работаю много лет. В композиции “МиккиЛенин” присутствует соединение двух начал, поэтому создается комический эффект, противоположность эстетических форм.

— Для памятника тело Ильича сами вылепливали?

— Тело Ленина — позаимствовано у классика соцреализма Томского “Ленин в Ульяновске”. Микки-Маус — известный персонаж Уолта Диснея. Как автор я практически ничего не создаю. Беру готовые формы и комбинирую их. Получившийся шедевр комбинаторики довожу до предела: тело Ленина с головой Микки-Мауса. Получился МиккиЛенин размером 126 см, весом в 150 кг. А 119-сантиметровую колонну, на которой стоит МиккиЛенин, взял из стиля старинных итальянских дворцов. Вообще, все идеи для своих работ я беру только из первоисточников.

— Есть желание установить скульптуру в Москве?

— Конечно, есть. Я даже несколько мест для установки приглядел. Это Лубянская площадь. Правда, его надо чуть-чуть увеличить. Сейчас скульптура выполнена в дворцовом масштабе и скорее подходит для интимного сада. Или неплохо было бы поставить ее перед Большим театром, напротив памятника Карлу Марксу. А если напротив Мавзолея, то получится постмодернистский жест памяти двум мировым культурам. Эта работа теперь является первым памятником Микки-Маусу и Ленину в едином лице. Сейчас я хочу сделать видеоклип, как скульптура МиккиЛенина будет смотреться в двух столицах — Москве и Нью-Йорке.

— А как вообще пришла идея соединить именно эти “иконы” двух культур?

— Когда я только приехал в Америку — а ведь уезжал-то я навсегда, — то знакомился с новым городом со всех сторон. На одной помойке, куда забрел по воле случая, нашел резиновую голову от игрушечного Микки-Мауса. Принес домой, повертел в руках... На рабочем столе у меня стояла маленькая скульптура Ленина — так я туда резиновую голову Микки и надел. Они совместились идеально. На заре перестройки, когда в Москве художники думали, что делать с коммунистическими памятниками, я предложил проект: создать резиновые маски, которые надеваются на головы памятникам. А маски можно менять ежемесячно, на крайний случай — еженедельно. Поэтому памятники уничтожать не надо. Им нужно дать новую жизнь.

— Какую маску, например, вы надели бы на памятник Дзержинскому?

— Феликсу Эдмундовичу идеально подходит героический образ Супермена. А если брать другие памятники, то Александр Сергеевич Пушкин неплохо сочетается с романтичной Мэрилин Монро.

— Да, заметно, что вы мастер переделывать комиксы. Насколько вам близок этот жанр?

— Много лет назад я сделал инсталляцию на тему комиксов “Спайдермен” и совершенно соцреалистической картины на тему Ленина. Там Человек-паук прыгает на стол к вождям пролетариата Ленину и Сталину. После этого создатель комиксов Стен Ли прислал мне письмо, в котором написал: “Дорогой Александр. Я знаю, что вы в детстве были лишены комиксов, поэтому ваше детство было несчастным. Но я очень рад, что в своем творчестве вы используете мной придуманные образы. Ваш друг, Стен Ли”. А в письмо был вложен плакат с фотографией и автографом автора.

— Памятник МиккиЛенину выставляется впервые?

— Есть четыре копии. С первой копии я отливаю все остальные. Вторая была заказана американцами: ее собираются установить в Америке, правда, пока не решено, где именно. Третью хочу показать Михаилу Барышникову: он строит арт-центр в Нью-Йорке, где будут выставлены произведения всех художественных направлений. Вот эта отливка — четвертая. После показа в Москве, ближе к осени, она будет представлять Россию на арт-выставке интернациональных звезд “Москва—Берлин”.




Партнеры