Тесты для настоящих мужчин

6 марта 2003 в 00:00, просмотров: 190

Многие родители панически боятся нововведения, пришедшего в наши школы, — тестирования. Правда, что тесты уступают по глубине проверки знаний контрольной работе? Как подготовить ребенка к новой для него форме испытаний? На все эти вопросы “МК” попросил ответить главного “тестировщика” России, доктора психологических наук, профессора МГУ Александра Георгиевича ШМЕЛЕВА.


— Экзамены сами по себе сильный стресс, но когда приходится столкнуться еще и с незнакомой их формой... Как же все-таки правильно подготовить ребенка к тестированию?

— Рецепт прост. Как научиться плавать? Надо плавать! Сейчас проводится масса различных региональных и федеральных мероприятий, основанных на тестировании: репетиционные туры, олимпиады, в которых тесты даются и на бланках, и прямо на экранах компьютеров. Надо просто выполнять больше тестов — и уверенность придет с опытом. Можете посмотреть полномасштабные демо-версии в Интернете — на сайте www.ege.ru.

— На этом сайте есть данные, что даже отличники решают правильно только 70—80 процентов заданий...

— Надо сравнивать тест не с планкой для прыжков в высоту, а с рулеткой для измерения прыжка в длину. Кто прыгает до дальнего края ямы — на всю длину рулетки в 10 метров? Да никто! Даже рекордсмену мира это не удается. Яма так устроена, чтобы все недопрыгивали. Это просто надо объяснять. И тогда не будет никакого стресса. Если вы решили 90 процентов заданий трудного теста, по которому средний балл — 50, то будьте уверены: вы оказались лучшим из нескольких сотен учащихся, и вам по силам поступить в любой вуз!

— Я попробовал пройти тесты ЕГЭ по истории, особо, как сейчас школьники выражаются, “не парясь” над ответами, — и получил количество баллов, равное четверке. На мой субъективный взгляд, пройти подобное тестирование гораздо проще, нежели написать небольшое эссе и самостоятельно вспомнить даты и события...

— Вы, наверное, выполняли сокращенную, чисто демонстрационную версию теста Единого экзамена. Здесь случайно можно угадать 5—6 правильных ответов, так как все 10 заданий — это простейшие задания на выбор. В полной версии по истории — в 6 раз больше заданий. Там есть задания со свободным ответом (когда нужно дать развернутое объяснение), и методом случайного тыка решить половину заданий правильно практически невозможно. Рассмотрим такую задачу на аналогии: Петр I находился в таких же отношениях с Меншиковым, как и И.В.Сталин с... 1) Лениным; 2) Бухариным; 3) Берией; 4) Жуковым.

Для того чтобы решить это задание, не имеющее, строго говоря, единственного правильного ответа, но имеющее “предпочтительный ответ”, надо сопоставить немало фактов из биографии сразу семи исторических личностей России и СССР. Необходимо знать, что Жуков (в отличие от Берии) попадал в опалу при жизни Сталина, как и Меншиков — при жизни Петра. Не забыть о том, что Меншиков больше прославился успехами на фронтах и не руководил, как Берия, тайной полицией.

— Обидно, что наши школьники получают мало баллов при прохождении одних и тех же тестов в сравнении с ровесниками из других стран (в частности, я говорю о результатах проекта PISA, проведенного комиссией ОБСЕ три года назад)...

— В тестах PISA было как раз немало тестовых заданий открытого типа, при решении которых надо было больше проявлять не абстрактное знание как таковое, а умение применять знания в определенных не вполне стандартных ситуациях. В нашей школе давно наметился крен в сторону абстрактных знаний и стандартных навыков. Но делается мало усилий по формированию обобщенных и гибких умений — так называемых компетенций. Конечно, это мое суждение относится к нашей массовой российской школе, а не к элитным профильным школам. У нас имеется резкий контраст между высочайшим уровнем тех школ, которые воспитывают победителей международных олимпиад, и очень средним уровнем массовой школы, который по среднеевропейским меркам уже становится ниже среднего. Слов много, но за ними нередко стоит только зубрежка, а не понимание, как на основе этих слов можно действовать. Стимулировать развитие обобщенных умений как раз и призваны оригинальные тестовые задания.

— А кто сочиняет тесты?

— Последние 5 лет мы каждый год проводим всероссийские конкурсы, выявляем лучших авторов, но до сих пор в федеральном банке тестовых заданий преобладают умозрительные и стандартные задания.

— Получается, самостоятельным и контрольным работам теперь место на свалке истории образования?

— Я не сторонник замены традиционных методов тестами, я — за введение тестов при сохранении традиционных методов. То есть за принцип “и-и”, а не за “или-или”.




    Партнеры