Главный Петька Страны Советов

11 марта 2003 в 00:00, просмотров: 255

“Приходит Петька к Василию Ивановичу и говорит”... Нет человека, кто не знал бы хоть одного анекдота из серии “Чапаев и его ординарец”. Но мало кому известно, что исполнитель роли Петьки эти анекдоты не приветствовал. Он сделал себе имя благодаря практически одной роли. Актера Леонида Кмита еще в 30-х годах теперь уже прошлого столетия роль Петьки в фильме “Чапаев” прославила на века. На днях легендарному Петьке исполнилось бы 95 лет, а сегодня день его памяти (актер умер 11 марта 1982 года). Ольга СВИСТУНОВА встретилась с вдовой артиста, известным фотожурналистом, корреспондентом Российского информационного агентства Галиной Кмит.

— На самом деле по паспорту он был Алексеем, — уточняет она. — Путаница в именах всегда вызывала сложности при получении гонораров, которые приходили по почте. Ведь Кмит много снимался, на его счету более 70 фильмов, среди них такие известные, как “Тарас Шевченко”, “Чужая родня”, “Мичман Панин”, “Поднятая целина”, “Ко мне, Мухтар!”. Но, бесспорно, самым знаменитым был “Чапаев”. Кстати, поначалу Петьку должен был играть другой артист. Режиссеры братья Васильевы отсняли уже полкартины, когда неожиданно наткнулись на Кмита...

И вспоминает, как вообще Кмит попал в кино.

— Он родился в пригороде Петербурга, в семье, далекой от искусства. Поступив в театральную школу, долго скрывал это от родителей, говорил, что учится в механическом техникуме. Но когда скрывать уже было невозможно, потому что стали выходить фильмы с его участием, он пригласил родителей в кино. Это была картина Червякова “Золотой клюв”. После сеанса отец долго молчал, а потом, обращаясь к жене, мрачно заключил: “Все, мать, мы потеряли сына”.

— Однако, даже не получив родительского благословения, своенравный отпрыск все же не изменил взятому курсу?

— Если честно, то стать артистом Алексею помогло чудо. В таких случаях говорят: “Не было бы счастья, да несчастье помогло”. Он учился уже на третьем курсе, когда появилась первая звуковая кинокартина — “Путевка в жизнь”. Это означало не только конец немого кино, но и полный крах Кмита. Ведь он от рождения был заикой и вскоре был отчислен из института — по профнепригодности. Оставшись не у дел, он как-то, помогая отцу по хозяйству, свалился в колодец и так испугался, что, когда пришел в себя, заговорил без запинок. В институте его восстановили. Кстати, он всю жизнь считал себя счастливчиком, а его любимой поговоркой была фраза, которую он произносил почти всерьез: “Тяжело мне, гению, с вами”. Кмит был замечательным артистом, причем прекрасно играл не только в кино, но и на сцене. Он работал в Театре киноактера, который по популярности мог сравниться разве что с Театром на Таганке. Еще Кмит писал стихи, сценарии, мечтал когда-нибудь снять собственный фильм. Он был взрывной, непредсказуемый и чрезвычайно талантливый.

— Словом, вам достался завидный жених. Где вы познакомились?

— Практически на съемочной площадке. Я, молоденькая девчонка, работала помощником режиссера, когда однажды знаменитый Павел Кадочников представил меня Кмиту. Тот взял меня за руку, заглянул в глаза и сказал: “Вы выйдете за меня замуж и родите сына”. Я подумала, что это шутка. Но он, видимо, все для себя сразу решил. Не откладывая в долгий ящик, как-то заманил меня к себе в номер, запер на ключ и ушел играть в преферанс. Вернулся под утро в окружении партнеров по игре, которые были крайне удивлены тем, что их товарищ столь неплодотворно потратил ночное время за карточным столом. Я же искренне была удивлена, потому что моя репутация оказалась окончательно испорчена. Поэтому мне осталось только в него влюбиться и выйти замуж.

— Видимо, Кмит незамедлительно приступил к осуществлению второго пункта своего жизненного плана.

— А вот тут я его обманула: родила не сына, а дочку Ирину. Но Кмит был счастлив, он ее купал, кормил, пеленал. Словом, мамой был он, а не я.

— А мужем Кмит был хорошим?

— Прекрасным. Он не пил, не курил, был щедрым, но только невероятно ревнивым. Отелло по сравнению с ним — просто клубная самодеятельность. В наш дом, к примеру, допущены были лишь двое мужчин, к которым он меня не ревновал, — Всеволод Пудовкин и Александр Вертинский. Они были вне подозрений, всех остальных Кмит не подпускал ко мне даже на пушечный выстрел.

— А сам он был предан вам одной?

— У Кмита было огромное число поклонниц, дамы разного возраста ходили за ним толпой. Он был несколько раз женат. Думаю, что это издержки популярности, которая обрушилась на него после “Чапаева”. С такой славой молодому человеку трудно было справиться.

— Интересно, а в жизни с экранным “Чапаевым” — Борисом Бабочкиным — Кмит дружил?

— Они общались. У Бабочкина есть воспоминание о том, что они встречались с Алексеем задолго до того, как снялись в одной картине.

— Скажите, а к анекдотам о Чапаеве и Петьке как относился Кмит?

— Он свирепел, считая это идеологической диверсией. Хотя никогда не был членом партии. А Сталина так и вовсе ненавидел. Что же касается анекдотов, то юмор такого жанра он воспринимал исключительно на бытовом уровне.

— Недавно в театральной Москве появился Алексей Кмит-Дубровский. Он имеет отношение к вашей семье?

— Он наш внук. Алеша окончил Щепкинское училище и играет в МТЮЗе. Занят практически во всем репертуаре. Очень гордится дедом и тем, что стал его полным тезкой.



Партнеры