25 000 долларов за опыт любви

12 марта 2003 в 00:00, просмотров: 170

На широкую Масленицу в атриуме Государственного музея А.С.Пушкина состоялась церемония чествования лауреатов литературной премии им. Аполлона Григорьева.


Эта награда — воля и выбор Академии русской современной словесности (АРС’С), куда входят только литературные критики. Они сами номинируют произведения прозы и поэзии, по жребию избирают жюри. Победитель получает большую премию Аполлона Григорьева — 25 тысяч долларов. 5 тысяч долларов достаются двум лауреатам малых премий.

Жюри нынешнего года под председательством Андрея Немзера признало победительницей Марину Вишневецкую с романом “Опыт любви”. Он был опубликован в журнале “Знамя”, а потом издан в “ЭКСМО”. Две малые премии достались Сергею Гандлевскому за роман “НРЗБ” (“Знамя”) и Андрею Геласимову за повесть “Жажда” (“Октябрь”).

Марина Вишневецкая обладает редчайшим даром душевного признания, чем богато одарена и ее героиня, умеющая любить безоглядно, страдать тайно, поскольку внутреннее целомудрие не позволяет ей отважиться на любовное объяснение. Весь роман Вишневецкой — это долгий разговор с самой собой о своей жизни, о заблуждениях и коротком счастье — откровенный самоанализ перед пустотой небытия. Смертельно больная женщина, еще недавно любимая и любящая, вдруг ощутила потребность разобраться в себе. Перед кем ей каяться и самовыражаться? Она включила диктофон. Листает жизнь свою, возможно, с тайной надеждой, что ее покаяние кто-то потом услышит и что-то поймет в ее судьбе. Ей важно себя понять и сохранить. Не только поэтам принадлежит пушкинский выбор: “Ты сам свой высший суд”.

Веселенькие критикессы уже посмеялись над Вишневецкой, что ее героиня наговаривает текст на кассету. Какая разница — на кассету или на компьютер, лишь бы шли из глубины сознания единственные слова. У легких и веселых женщин и мужчин иной опыт любви. Возможно, он легче и прагматичнее. А может быть, не у всех еще появилась потребность разобраться в заблуждениях и найти своего Бога. Нетерпеливых читателей раздражает обращенность героини Вишневецкой к тексту Священного Писания. Но эта женщина говорит не столько о Боге — она постоянно приходит к познанию, что есть любовь. Эта высшая любовь “долготерпит, милосердствует, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине”. Редко кто из нас готов понять и признать “чувство своей смертности”, чтобы подготовить себя к такому философскому и божественному пониманию любви.

Свою правду о человеке Марина Вишневецкая сказала негромко, исповедально и совестливо.




Партнеры