Забей на диплом?!

12 марта 2003 в 00:00, просмотров: 786

Полгода мысль о дипломе давит на мозги. Уж руки тянутся к перу, перо — к бумаге, но... В итоге, как правило, диплом катают за месяц, а то и за неделю перед защитой. Потом одни изображают, что провели научную работу, другие — что там действительно пахнет наукой.

Ясно, что в университеты (даже имени Ломоносова или Менделеева) поступают учиться не одни Ломоносовы и Менделеевы. Но, когда пишешь диплом, полагается вовсю косить, будто у тебя во лбу семь пядей да еще и звезда, как у Царевны Лебедь. Якобы ты не просто перерабатываешь то, что до тебя уже 200 раз переписали вкривь и вкось все кому не лень, а пытаешься провести собственное научное исследование. Должен же выпускник замолвить свое слово в науке! Для большинства это все равно что прыгнуть выше головы...

Три курсовика в одном — диплом

Один из самых безобидных вариантов — это когда студент загоняет под одну обложку все свои курсовики и называет такой труд дипломным проектом. Например, выпускник истфака Ростовского госуниверситета Ярослав Дымов деловито рассказал, как писал диплом, буквально днюя и ночуя в архивах, и убедился тогда, что диплом необходим как “практика в научной работе”, как показатель, что умеешь работать с информацией.

Правда, по ходу дела выяснилось, что в архивах Ярослав сидел на первых курсах, а на пятом ему было не до того. И он просто “сшил” диплом из своих курсовиков. Отсюда мораль: зачем без пяти минут выпускнику выступать в роли ксерокса и лишний раз тратить бумагу? Не к “Гринпису” будь упомянуто, но представляете, сколько деревьев можно было бы сберечь, если средний диплом — 60 страниц, а в стране каждый год — около миллиона дипломников?!

Содрать у кого-то — тоже работа

Как говорится, все новое — хорошо забытое старое. Так что, не мудрствуя лукаво, часть пятикурсников просто перекатывает дипломные работы у предшественников. Слава богу, вузов с одинаковыми специальностями пруд пруди. Да и у своих преподов память не вечная. Свежая выпускница Московского социального университета призналась: “У нас в группе только 10% сами писали дипломы. Остальные положились на “опыт” защищавшихся раньше. Троек не было. Преподаватели сразу сказали: главное, чтобы не меньше 50 страниц было и не из Интернета”. Но это еще что. Бывают случаи, когда научные руководители сами предлагают подшефным не париться над книгами, а скатать чей-нибудь старый диплом. Диму Воронкина нелегкая занесла осваивать специальность “микроэлектроника”. Добрая тетечка-руководитель быстро просекла, что 20-летний парень вряд ли надумает что-нибудь гениальное по поводу микросхем для крылатых ракет. Тет-а-тет она вручила студенту папочку с чертежами: “Перерисуй и спи спокойно!” Не пропустив ни одной загогулинки, Дима перерисовал дипломный проект и без проблем защитился на “отлично”. Рады были все: студент — скорой расправе с испытанием, “научручка” — тому, что ей оплатили научное руководство, вуз — что выпустил еще одного красного дипломника. Бессмысленной и беспощадной, как русский бунт, работой над дипломами занимаются, например, геологи одного известного московского университета. Из года в год все новые и новые бедолаги перерисовывают для защиты одни и те же чертежи некоего карьера, которого, быть может, уже и в природе не существует. Кто-то может возразить, что в дипломе есть так называемая практическая часть, где выполняется конкретное задание. Уж ее-то, типа, никто ни у кого не сдерет. Свежо предание...

Заказное письмо

Левые деньги в образовании липнут не только к рукам членов приемных комиссий и рядовых экзаменаторов. Неплохие суммы уходят в карманы “ученых по вызову”, то есть людей, специализирующихся на том, чтобы писать работы студентам на заказ. Вот лишь одно интернетовское объявление: “Я не миллионер, но на жизнь хватает. Уже 5 лет занимаюсь тем, что пишу студентам рефераты, дипломные работы, диссертации. Среди моих посредников — преподаватели ведущих вузов. Для расширения бизнеса ищу компаньонов...”

“Заказное письмо” — это и впрямь такой бизнес, размах которого трудно предположить сразу. Здесь есть свои “лидеры отрасли”, шкала сложности заказов и даже сезонные скидки. За гуманитарные дипломные работы берут меньше, чем за технические. За работу с “предоставленным заказчиком простым планом без ограничения источников” — меньше, чем за работу “под ключ”: по строго определенному сложному плану с использованием требуемых источников, с наличием расчета и наглядным материалом. Так что стоит ли уповать на самостоятельно сделанную часть диплома, если за 100, максимум 400 долларов вам такую конфетку за неделю сделают?

В своем глазу бревна не видно?

Преподаватели ведущих вузов Москвы, с которыми “СтуДню” удалось поговорить на наболевшую тему, все как один соглашались с историком Игорем Святославовичем Филипповым из МГУ: “Проблема фиктивных дипломов существует, как и проблема фиктивных докладов и курсовиков. Нам не раз приходилось встречать наглые объявления типа “изготовим на заказ”. Но при этом ученые добавляли, что многое зависит от вуза, от кафедры. Где-то дипломные темы дают такие (с использованием архивных материалов, со сложными расчетами), что “липа” на защите практически исключена. “Вот в других вузах — возможно...”

Назад в будущее

Понятно, что преподавателям за то и платят деньги, чтобы их студенты в итоге поголовно защищали “серьезные научные работы”. Но и студенты не лукавят, признаваясь: лишь единицы из них утруждают себя серьезными научными исследованиями. Остальные верны правилу: “20 минут позора, и ты — дипломированный специалист”.

В XIX веке обычному студенту достаточно было отучиться 4 года, чтобы получить бумагу о высшем образовании. А вот если он в дальнейшем намеревался продолжить научную работу и стать кандидатом на степень магистра, ТОЛЬКО ТОГДА с него требовали сочинение типа сегодняшней дипломной работы. Почему бы и сейчас не оставить научные исследования будущим аспирантам, а рядовым студентам назначить только госэкзамены? К тому же в освободившиеся полгода у них будет дополнительное время постажироваться, начать поиски работы...

Так не пора ли отменить дипломные работы, ставшие простой фикцией?!

ЕСТЬ МНЕНИЕ

А вот как отнесся к идее отменить дипломные работы министр образования РФ ВЛАДИМИР ФИЛИППОВ:

— Это глубокая мысль, ее надо продумать. Но в принципе я с вами согласен. Мы в министерстве как раз на днях дискутировали на тему дипломных проектов.

В Положении о порядке защиты выпускных работ сейчас даже не прописан механизм, по которому они рецензировались бы сторонними людьми, не в своем же вузе. Фактически сам себя оцениваешь. Впрочем, сейчас и на стороне легко договориться... К тому же на оплату независимых рецензентов нужны огромные деньги. У нас ни копейки на это нет. Поэтому, может быть, действительно придется уходить от системы дипломных работ.

Но надо посоветоваться с ректорами, которые наверняка поднимут шум: “Дипломные работы — это достижение советской школы, подготовка творческих специалистов, а не просто ответы на вопросы...” Кстати, когда моя жена заканчивала инженерный вуз, она брала чужие чертежи для диплома, и я сам помогал ей перечерчивать их над стеклом. Какое там творчество!..




Партнеры