Рукописи не горят

Единственный в России Центр нотных материалов при Союзе композиторов Москвы, где хранятся партитуры большинства русских советских композиторов ХХ века, может быть ликвидирован в ближайшее время. Парадокс в том, что инициатор разрушительных действий... руководство Союза московских композиторов, который намерен выгодно распорядиться помещением Центра нотных материалов. Весьма лакомый кусочек в центре Москвы на Смоленской набережной — 775 квадратных метров с видом на Москву-реку.


Центр нотных материалов существует с 1958 года (директор Ирина Постникова). Здесь в архивных папках — а их около 40 тысяч — произведения чуть ли не всех советских композиторов прошлого века. Прокофьев и Шостакович, Кабалевский и Эшпай, Каретников и Корндорф — невозможно перечислить даже сотой доли. Многие сочинения не были изданы — здесь есть рукописи. Или были утрачены — здесь можно найти их сохранившиеся копии. Вот полка Дунаевского — необычные оркестровые транскрипции его песен, этого вообще больше нигде не найти. Несколько интеллигентных энтузиастов за очень скромные зарплаты обеспечивают нотами Москву, Питер, да всю Россию, получают заказы из-за границы. Например, решат в Новосибирской филармонии исполнить Шестую симфонию Вайнберга — Центр отправляет туда размноженные для оркестрантов партии. Проявит Венский фестиваль интерес к советской музыке 20-х годов — только в Центре нотных материалов и можно найти “Завод” Мосолова со всеми оркестровыми партиями.

Формально Центр является подразделением СК Москвы, однако деньги зарабатывает сам: и на зарплаты, и на ремонт помещения, и на оплату коммунальных услуг. Решение о реорганизации своего уникального Центра руководство Союза московских композиторов (правопреемник Союза композиторов Москвы) во главе с председателем Олегом Галаховым приняло в феврале 2003 года. Однако еще летом заместитель Галахова г-н Розеншток посетил Смоленскую набережную и недвусмысленно дал понять сотрудникам, что на данное помещение уже найдены “инвесторы”. Другими словами, на него есть выгодные клиенты. Сейчас руководство СМК отрицает, что намерено продать свои 775 метров или сдать их в аренду. Более того, уверяет, что помещение заберет себе Москомимущество, так как Союзу нечем платить за аренду. Центр якобы получит другое.

Верится в это очень слабо: во-первых, непонятно, где этот бедный СМК, у которого нет денег на аренду, возьмет средства на приобретение другого помещения? Кроме того, пренебрежительное отношение чиновников от музыки к композиторскому творчеству давно известно. Лет десять тому назад библиотека Союза уже была выброшена в подвал жилого дома. Тогда многие композиторы рылись в кипах разодранных партитур, чтобы обнаружить свои творения. Сотрудники Центра по собственной инициативе разобрали эти ноты, привели в порядок и перевезли на Смоленскую. И вот теперь им предписано сложить все папки в мешки и готовиться к какому-то мифическому переезду.

Мало того что это просто физически невозможно — в Центре работают женщины, а не такелажники, это и неэтично: приговоренные к расстрелу должны еще и вырыть себе могилы. При переезде многое потеряется, нужно время на поиски, сортировку. А значит, Центр не сможет выполнять заказы, то есть зарабатывать деньги. И — заведомо, вполне сознательно обречен на гибель. Сейчас многие композиторы приходят в Центр и изымают свои партитуры. А руководство СМК делает свой маленький бизнес: музыка музыкой, но неплохо еще и “немножко шить”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру